Российские СМИ

На «Первом канале» вышло шоу Собчак о сёстрах Хачатурян. Зрителям пришлось нелегко, но ещё хуже — маме девушек

Мариам Григорян Мариам Григорян

О чем был первый выпуск шоу Ксении Собчак на "Первом Канале". И почему

На «Первом канале» вышел пилотный выпуск программы Ксении Собчак «Док-Ток», в котором громкие истории должны «переживаться заново». Причём буквально: в эфире, посвящённом делу сестёр Хачатурян, показали художественную реконструкцию событий из жизни обвиняемых девушек. В Сети этот приём вызвал бурную реакцию — особенно тот момент, когда матери девушек Аурелии Хачатурян показывают сцену её собственного изнасилования.

Первый выпуск программы «Док-Ток» прошёл в эфире 10 февраля. Её ведущие Ксения Собчак и Александр Гордон будут сменять друг друга, рассматривая громкие и актуальные истории, и сопровождать обсуждения «реконструкцией событий» — то есть псевдодокументальными кадрами. Центральной темой в этот раз стало дело сестёр Хачатурян, обвиняемых в убийстве своего отца. Гостями в студии стали Аурелия Дундук — мать обвиняемых девушек, их брат Сергей Хачатурян, а также юристы и психотерапевты.

В начале выпуска Собчак упомянула закон о домашнем насилии, который сейчас рассматривается в Госдуме. Он напрямую связан с темой, ведь Мария, Крестина и Ангелина после убийства заявили о том, что у них не было другого выхода: Михаил Хачатурян причинял им моральные страдания. По мнению многих активистов, выступающих в защиту сестёр, их случай должен рассматриваться как самооборона, а стране необходимы изменения в законодательстве, которые защитили бы жертв домашнего насилия.

Но после нескольких минут обсуждения закона телеведущая представила фильм «Док-Ток», рассказывающий о деле. Это художественная реконструкция событий из жизни семьи Хачатурян, и первые сцены были сняты якобы по рассказам матери, Аурелии. В эфире «Первого канала» показали не только историю её знакомства с убитым Михаилом, но и сцену сексуального насилия, которое он применил по отношению к женщине. На кадрах «Михаил» (его роль, как и все остальные, исполняет актёр) нападает на «Аурелию», которая неоднократно просит этого не делать и в конце сцены кричит. Всё время, пока демонстрируется ролик, реальная Аурелия находится в студии.

По лицу Аурелии очевидно, что она испытывает дискомфорт, а в какие-то моменты даже не смотрит на экран, но на вопросы Ксении Собчак после фильма она всё-таки отвечает. При этом психолог Зара Арутюнян ещё в начале передачи объяснила, что смотреть на совместные кадры с Хачатуряном для Аурелии тяжело. Собчак ответила ей, что в этой истории откровенный разговор важен.

— Почему мы это смотрим? Очень плохо такое показывать, потому что для Аурелии это травматизация — заново переживать это всё: и сексуальное насилие, и эти кадры.

— Но это очень важно. Вы психолог, вы говорите, что это жестоко — мне кажется, жестоко об этом молчать.

Собчак выспрашивала у Аурелии подробности её личной жизни, причём не только с Хачатуряном. А ещё ведущая неоднократно спросила у гостьи, почему та оставалась со своим насильником, создала с ним семью и не ушла от него раньше. Психолог Арутюнян в какой-то момент снова встала на защиту Аурелии, объяснила, что такие вопросы могут быть для неё травматичными, и попыталась ответить на них сама.

Реакция на выпуск последовала в твиттере, где некоторых использование псевдодокументальных кадров неприятно удивило.

Но, по-видимому, многие от сотрудничества Ксении Собчак с «Первым каналом» другого не ожидали — и даже сравнили её с ещё одним шоу, на котором постоянно обсуждаются скандальные и противоречивые темы.

Тема домашнего насилия в 2019 году была в России в центре внимания. И говорить о ней следует подбирая выражения: активисты, да и обычные люди в Сети не поощряют спокойное отношение к насилию и всегда готовы осудить за неосторожные высказывания. Причём касается это как никому не известных парней, решивших высказать свою теорию о том, как надо обращаться с женщинами, так и публичных личностей — досталось даже бывшему мужу Ольги Бузовой, ведь в приличном обществе не стоит даже шутить про «дать леща».