Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, который разрешит показывать фильмы без прокатного удостоверения только кинофестивалям, утверждённым государством. Независимые фестивали, а также те, что не проводят конкурсных показов, лишатся такой возможности. Организаторы таких мероприятий считают, что это попытка установить полный контроль над кинорынком в стране за пределами проката, а отбор и утверждение только небольшой части фестивалей — самая обыкновенная цензура.
Государственная дума 26 июля приняла закон, направленный на «совершенствования процедуры выдачи прокатного удостоверения» фильмам, выходящим в России. Уже 28 июля его рассмотрит Совет Федерации, а затем документ отдадут на подпись президенту. На деле этот закон сильно ужесточает процедуру, по которой фильмы можно будет показывать на большом экране, пишет журнал «Сеанс».
Сейчас кинофестивали имеют право показывать фильмы без прокатного удостоверения. Это позволяет проводить огромное количество показов, ретроспектив и других мероприятий, на которых зрители могут посмотреть классические фильмы или просто те, которые не выходят в широкий прокат. Но теперь такие мероприятия станут невозможными с точки зрения законодательства: показывать фильмы без прокатного удостоверения смогут только официально утверждённые кинофестивали.
Чтобы попасть в перечень кинофестивалей, который будет утверждаться каждый год, мероприятие должно будет иметь конкурсную программу и профессиональное жюри. Такие фестивали также смогут получать финансирование от государства. Но выполнить эти условия будет очень сложно. Организаторы проекта «Иноекино», который проводит показы классических фильмов в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, сообщили на своей странице ВКонтакте, что их работа, как и работа многих популярных кинофестивалей, может просто прекратиться. В конкурсной программе для них не только нет смысла — на жюри и награды не получится найти бюджет.
Кого не станет: Иноекино, Синематека Искусство Кино, КароАрт, Кинопрограммы при Третьяковской галерее в Москве, Beat Film Festival будет урезан, если выживет, AmFest, Britfest, ArtPokaz, всех Недель национальных смотров, многочисленных независимых ретроспектив мирового кино, специальных юбилейных показов и событий, и разного толка небольших, но очень интересных фестивалей, у которых нет задачи проводить конкурс, а значит собирать жюри и, затем, награждать. Нет таких бюджетов. Но есть задачи знакомить зрителя с интереснейшим мировым старым и новым кино именно в кинотеатрах. TheatreHD тоже не будет.
Кого пощадят: ММКФ и другие крупные фестивали, где есть конкурс и жюри, который длится не более 10 дней, а значит бюджет в виде государственной финансовой поддержки. Комментарии тут излишни.
Художественный руководитель проекта «Иноекино» Алексей Бажин считает, что этот закон — мера цензуры, которая позволит властям полностью контролировать то, какие фильмы смотрят зрители кинотеатров. По его мнению, это один из спорных законопроектов, которые власти стремительно вводят на на волне радости россиян от чемпионата мира по футболу — как в случае с пенсионной реформой, которую уже очень активно (и часто очень нелепо) пытаются оправдать СМИ.
Это весьма хитрый и очень циничный законопроект со стороны нашего государства. Провести зачистку для «своих» фестивалей, а заодно и установить контроль «качества». Ловкий и выгодный маневр — зачистить рынок кинотеатральных непрокатных показов от тех организаций, которые независимы от государства, то есть не имеют государственного бюджета/вложений, а заодно и установить контроль «качества» программ. А введение обязательного утверждение фестиваля не что иное, как цензура. Что-то напоминает, неправда ли? Ощущение, что суть всех этих действий примерно одна — сделать всю киноиндустрию максимально подвластной, управляемой, проверенной, а всех лишних и независимых вычистить из кинотеатров насовсем. Так очень выгодно и идеологически, и финансово для нашего государства. Вычистить из чужих кинотеатров, кстати. Из частных. Хотя и свои многие станут убыточными, вроде питерской «Родины».
В соцетях предлагают проводить независимые фестивали, находя способы подстроиться под новое законодательство: проводить конкурсную программу и собирать жюри или же получать прокатные удостоверения под каждый отдельный фильм. Но Алексей Бажин рассказал Medialeaks, что оба эти варианта невыполнимы — слишком много бюрократических сложностей будет возникать на каждом этапе.
Даже если попробовать найти лазейки, то само дело всё равно сильно пострадает, а скорее всего в итоге развалится из-за бюрократии. Вот у нас в год около 25 событий. То есть нам придется придумывать 25 якобы фестивалей, на каждый собирать жюри, раздавать призы, и, конечно, все эти 25 фестивалей заблаговременно утверждать у властей. А как быть, если у нас программа «фестиваля» из одного или двух-трех фильмов, но показывается в трёх городах? А как быть тем, кто одновременно запускает свои неконкурсные фестивали в 20 городах страны?
С получением прокатных удостоверений хлопот, по словам Бажина, возникнет не меньше, чем с превращением отдельных кинопоказов в конкурсы.
Получать прокатки для одного-трёх показов — это абсурд и невыполнимо. И по финансовым соображениям, потому что на получение прокатки в общей сумме уйдет не меньше 50 тысяч рублей, что получается выше самой стоимости прав на показ. И по соображениям нормальной адекватной работы с правами, подготовкой копий. В конце концов, бывают зачастую перестановки в программах незадолго до старта. Даты могут меняться.
Конечно, в теории кинопоказы могут проводиться под видом других мероприятий, но это будет нелегально, и на существующую культуру кинофестивалей это уже будет совсем непохоже.
Это уже не цивилизованные способы. И нелегальные. Сейчас идёт речь о том, как сохранить то, что так долго восстанавливали. А не разрушить всё, запретить, и начать снова с низов и андеграундных вечеринок. Это уже не киноиндустрия и не плодотворная кинофестивальная работа.
За последние месяцы это далеко не первый законопроект, который те, кого он касается, считают как минимум спорным. Уже упомянутая пенсионная реформа настолько непопулярна у россиян, что в Госдуме её не называют реформой, но почему-то постоянно связывают с Бисмарком. А в конце июля «Единая Россия» предложила новый законопроект, который должен регулировать работу визовых центров. Если его примут, визовых центров в России может не остаться совсем.