Агент ФБР рассказал, как на самом деле проходят ограбления музеев. Увы, гораздо скучнее, чем в фильмах

Агент ФБР рассказал, как проходят ограбления музеев. Увы, скучно

Специалист из ФБР по кражам произведений искусства развеял мифы об ограблениях музеев, которые могли сложиться у людей после просмотра голливудских фильмов. Оказалось, что никаких лазерных систем безопасности обходить не приходится, да и вообще воровство знаменитых картин — дело неприбыльное. Это только в блокбастерах люди наживают на этом миллионы.

Многие голливудские фильмы рассказывают об ограблениях музеев и похищениях из них шедевров. Но, как и в случае с фильмами о врачах, далеко не всё в этих картинах соответствует действительности. INSIDER поговорил с агентом ФБР Робертом Уитманом — основателем и главой отдела по расследованию краж произведений искусства, который разложил всё по полочкам и объяснил, что в фильмах правда, а что нет.

Уитман помогал находить пропавшие произведения искусства двадцать лет и за это время вернул предметов на около 300 миллионов долларов (около 20 миллиардов рублей). О своей работе агент написал книгу, вышедшую в 2011 году, так что его опыт можно считать авторитетным. Развеивание мифов он начал с отправной точки каждого ограбления.

Откуда крадут произведения искусства?

В фильмах грабители часто нацеливаются на крупные музеи. Например, герои «Восемь подруг Оушена» и «Афера Томаса Крауна» планируют провернуть дело в Нью-Йоркском музее Метрополитен — одном из самых известных музеев мира.

Читайте на Medialeaks: Как майнить криптовалюту в ВК и что вам это даст. И нет, VK Coin — это не шутка на 1 апреля!

Уитман говорит, что из больших музеев действительно крадут экспонаты, но очень и очень редко. Грабителям гораздо легче справиться с системой безопасности менее известных галерей, чем идти на большой риск и грабить Лувр или MET. И чаще всего ворами оказываются вовсе не люди со стороны.

Кто грабит музеи?

В фильме «Афера Томаса Крауна» кражу организует главный герой — миллионер со страстью к искусству.

На деле, в 90 процентах случаев экспонаты воруют те, у кого к ним есть доступ — сотрудники музеев, кураторы коллекций, приглашённые эксперты или исследователи. И делают они так часто просто потому, что им предоставляется для этого очень удобный случай.

Как проходят ограбления?

В фильмах сцены похищения экспонатов из музеев часто длятся очень долго, а их герои придумывают способы один другого изощрённей, чтобы обокрасть хранилища. Так, в «Двенадцать друзей Оушена» герой Венсана Касселя танцует, чтобы обойти лазерную защиту, а в фильме «Медвежатник» грабитель спускается с потолка.

На деле всё происходит гораздо проще. Уитман говорит, что большинство ограблений проходят очень быстро и просто: воры просто ломают двери и не пытаются обойти сигнализацию. Пример — одно из самых знаменитых ограблений прошлого века, от которого пострадал музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Двое воров просто вошли туда под видом полицейских. И их до сих пор не поймали.

Как разыскивают преступников?

В фильмах грабители часто выходят сухими из воды, а полицейские кажутся не очень-то и сообразительными. На деле агенты ФБР, такие как Уитман, годами работают под прикрытием, чтобы вернуть украденные шедевры. Жизнь преступников осложняет и то, что сбыть похищенные ими произведения не так-то просто.

Доказательство тому — похищение «Мона Лизы» из Лувра в 1911 мужчиной по имени Винченцо Перуджиа, который спустя два года хранения картины у себя нашёл дилера, чтобы продать ему шедевр Да Винчи, но тот сдал его полиции.

Крупное ограбление в Швеции Уитман раскрыл самостоятельно, выследив преступников на чёрном рынке и предложив им купить их картины Рембрандта и Ренуара за мизерную для этих полотен сумму. Как только они вышли на связь, Уитман сдал их полиции.

Чаще всего, как говорит агент ФБР, преступники используют похищенные экспонаты в качестве бартера за нужные им услуги, например, выход из тюрьмы.

Посмотреть интервью с Уитманом полностью можно ниже.

Для многих пользователей не было удивлением, что в голливудских фильмах многое преувеличено. Много мифов не только в фильмах о грабителях, но и в фильмах о хакерах. Программист Сами Камкар подробно рассказал, почему окна на экране у взломщиков не всплывают со скоростью света, и как один радиосигнал может поставить на уши весь город.

Для того чтобы бороться и с грабителями, и с хакерами агенты ЦРУ часто внедряют в их среду разведчиков, которых маскируют до неузнаваемости. Как им это удаётся — объясняла специалист по маскировке Джонна Мендез. Оказалось, молодую девушку можно превратить в седого старца, и довольно быстро.