Священники русской православной церкви составили открытое письмо в поддержку задержанных участников массовой акции протеста в Москве и просят представителей властей пересмотреть наказания некоторым фигурантам. Обращение подписали священнослужители более чем из десяти стран, но в руководстве РПЦ его назвали «политической декларацией», а не правозащитной деятельностью.
На улицы Москвы 27 июля вышло около трёх тысяч протестующих против недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Полицейские задержали 1373 человека, а позже Следственный комитет возбудил уголовное дело «о массовых беспорядках», многие фигуранты которого попали за решётку.
В своём открытом письме, опубликованном на портале «Правмир», священники сравнили судебные решения по «московскому делу» с репрессиями:
Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью.
Также они выступили против насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны властей. Приговоры фигурантам «московского дела» в сравнении с относительно мягкими приговорами российских судов по более тяжким преступлениям вызвали у них недоумение:
Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых.
В письме упоминаются имена участников протестной акции Константина Котова и Алексея Миняйло, с которых, как надеются священнослужители, снимут все обвинения.
Суд должен быть способным защитить гражданина от произвола исполнительной власти и силовых структур, в противном случае само его существование превращается в декорацию и формальность.
Завершили своё письмо представители церкви призывом ко всем сторонам конфликта жить в мире и любви:
Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе. Пусть Бог благословит всех нас Своим миром и подаст нам силы и решимость уважать и любить друг друга.
На момент публикации под письмом подписались 106 священнослужителей из разных регионов России, Беларуси, Украины, Израиля, Ирландии, Австрии и других стран.
Замглавы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ Вахтанг Кипшидзе после публикации письма рассказал «Интерфаксу», что в РПЦ существует практика печалования (ходатайства священников перед правительством за осуждённых), но данный случай к нему не относится.
В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, это политика, а не печалование.
Кипшидзе отметил, что открытое письмо имеет мало общего с правовой защитой и сформировано политической повесткой ряда СМИ.
Политическими декларациями можно только попробовать бороться с властью, а не преображать мир на началах истины Христовой, но дело в том, что борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви.
В числе задержанных на одной из акций протеста в Москве был и актёр Павел Устинов, которого обвинили в вывихе плеча Росгвардейцу, который пытался его задержать. За это Устинов получил 3,5 года тюрьмы.
Коллеги Павла Устинова сначала организовали флешмоб «Я/Мы Павел Устинов», записывая на видео свои несогласия с приговором, потом начали выходить на улицы с одиночными пикетами. В итоге флешмоб перерос в акцию «Я/Мы вся страна», в ходе которой сотни человек выстроились в очередь попикетировать у здания администрации президента, и Кремль молчать не стал.