Российские СМИ

Срочник Рамиль Шамсутдинов признан потерпевшим по делу о дедовщине. В октябре он расстрелял восемь сослуживцев

Татьяна Вержановская Татьяна Вержановская

В Забайкальском крае завели уголовное дело о дедовщине в воинской части. Потерпевшими признаны сразу несколько солдат, среди них — 20-летний срочник Рамиль Шамсутдинов. В конце октября он, не выдержав издевательств, расстрелял восемь своих сослуживцев.

Об уголовном деле по факту неуставных отношений 17 декабря сообщил адвокат Шамсутдинова Руслан Нагиев.

В видеообращении, также размещённом в инстаграме, Нагиев сказал, что Шамсутдинов «подвергался как моральному, так и физическому насилию».

25 октября Шамсутдинов открыл стрельбу в части, где он нёс службу. Его жертвами стали восемь человек, в том числе двое офицеров, ещё двое попали в больницу. Стрелок сдался без сопротивления. На допросе он заявил, что ни о чём не жалеет.

Позже Шамсутдинов рассказал, что в части над ним издевались, а в день, когда он совершил массовое убийство, обещали изнасиловать (слова срочника приводил телеграм-канал Baza):

Так и сказали, предупредили, что типа изнасилуют. Лейтенант в тот день мне сказал, что всё, понимаешь, после караула всё будет. Всех молодых других до меня уже опускали, я знаю. А в этот вечер, значит, моя очередь, мне деваться некуда было, что мне делать? Когда меня задержали, меня очень сильно били, я думал, если честно, что умру.

По сведениям телеграм-канала Mash, Шамсутдинов не рассчитывал выжить: он думал, что его убьют при задержании. О происходящем в части он никому не рассказывал. Для семьи Шамсутдинова произошедшее стало полной неожиданностью. Его отец после встречи с сыном в изоляторе рассказал изданию Ura.ru:

Он долго смотрел на меня таким тяжёлым взглядом и молчал. А потом спросил: «Папа, почему я здесь? Что я здесь делаю? Ты что, гнал?» Я ничего ему не ответил. Я ему всю жизнь рассказывал, что у нас хорошая армия. Что служить должен каждый мужчина. Что офицеры к солдатам всегда относятся по-отечески. А теперь молчал и не мог объяснить ему, как он оказался в этом гадюшнике.

Он также подтвердил, что сына угрожали изнасиловать.

В Минобороны первое время заявляли, что у Шамсутдинова случился нервный срыв по личным причинам.

Многие пользователи соцсетей встали на сторону Шамсутдинова. Нашлось немало людей, которые уверены, что у юноши просто не было выбора. На портале Change.org появилась петиция с требованием оправдать Шамсутдинова, к настоящему моменту её подписали больше 45 тысяч человек.

А вот экс-председатель «Комитета солдатских матерей» заняла по этому вопросу неожиданную позицию. Флёра Салиховская заявила, что физического насилия в российской армии нет.