Журналисты «Би-би-си» провели расследование и выяснили, с какой наценкой метрополитен продаёт москвичам маски и перчатки. Комплект из двух средств защиты стоит всего 50 рублей – казалось бы, не так уж и много. Тем не менее, лишь за утро 12 мая метрополитен заработал на них больше четверти миллиона рублей.
Во вторник, 12 мая, русская служба «Би-би-си» опубликовала расследование, посвященное ценам на маски и перчатки в московском метрополитене. Эти товары начали продавать в подземке в преддверии масочно-перчаточного режима, который ввели в столице 12 мая. Средства защиты можно купить у сотрудников билетных касс. Одна маска стоит 30 рублей, перчатки обойдутся в 20 рублей. Но анализ закупочных цен позволил журналистам сделать вывод о реальной себестоимости средств защиты
По данным сервиса «СПАРК-Маркетинг», метрополитен приобрел 549 тысяч масок на сумму 900 тысяч рублей и 1,4 млн пар перчаток, стоимость которых составила 6,2 миллиона рублей. Таким образом, реальная цена одной маски – 1,64 рубля за штуку, а одна пара перчаток стоит всего 4,37 рубля. Это значит, что пассажиры покупают маски с наценкой в 1800 процентов по отношению к их оптовой цене. Наценка на перчатки составила 450 процентов.
Но есть и альтернативная версия подсчётов. В рамках неё журналисты определяли наценку не через отношение к сумме закупки, а через сравнение с закупками другого ведомства – департамента здравоохранения, который потратил на маски 200 миллионов рублей при цене в 7 рублей за штуку. Но и при таком подсчёте торговая наценка метро на маски ошеломляет: она составляет 430 процентов.
Лишь за утро 12 мая выручка от продажи средств защиты составила четверть миллиона рублей – горожане купили почти две тысячи масок и более восьми тысяч перчаток. В это число не входят маски и перчатки, которые продаются в вендинговых автоматах, потому что их реализуют частные компании, выигравшие право торговать в подземке.
Департамент транспорта прокомментировал расследование «Би-би-си». Ведомство уверяет, что закупки по найденным журналистам договорам не состоялись: ни один поставщик не смог привезти средства защиты по такой низкой цене. Стоимость одной маски при закупке в Китае составляет около 22 рублей. Те маски, которые сейчас продаются в метро, предоставили городские власти – и их стоимость стандартизирована.
При этом горожане, ставшие первыми покупателями масок в метро, остались недовольны их качеством. Судя по фото, эти маски вполне могут быть рассадником микробов сами по себе.
Японцам в этом плане повезло ещё меньше: маски, которые бесплатно предоставляло им правительство, оказались в пятнах и пыли. Да и размер у них довольно необычный.