Американский журналист из президентского пула проследил, как работает таргетинг рекламы в фейсбуке. Несмотря на то, что он внимательно изучил пользовательское соглашение и выставил максимальные настройки приватности в соцсетях, компания всё равно подглядывает в его личные сообщения и использует их для удобства рекламодателей.
В марте сразу несколько журналистов и программистов заинтересовались тем, что именно знает о своих пользователях социальная сеть Facebook и другие корпорации, с помощью которых люди общаются и ищут что-то в интернете. Дотошнее других оказался ирландец Дилан Керран, который выкачал свои архивы из Facebook и Google, а заодно внимательно изучил политику приватности для пользователей Windows 10.
Выяснилось, что Facebook может выкачивать из телефона все контакты с номерами, вести журнал звонков и хранить SMS, а Google сохраняет фотографии, снятые на телефон, и не удаляет информацию из облака, даже если пользователь думает, что всё стёр. И это только малая часть гигабайт информации, которую хранят эти компании.
На этой неделе автор The Week, бывший корреспондент президентского пула, профессор журналистики Марк Эмбайндер выяснил, что Facebook не просто хранит сообщения, что было бы логично, но ещё и заглядывает в личную переписку. И тут же использует то, что прочитал, для таргетинга рекламы. О своём частном случае Марк рассказал в твиттере.
Вчера я в случайном разговоре с другом в Facebook Messenger упомянул, что мой отец — онколог. Через 15 минут, проверяя инстаграм (а он тоже работает на платформе Facebook), я первым делом увидел рекламу Американского общества клинических онкологов.
Марк продолжил разбираться. У него возникло множество вопросов. Например, почему Facebook продолжает изучать и использовать информацию из личной переписки уже после того, как пользователь настроил всё так, чтобы этого не происходило.
Это случилось ПОСЛЕ того, как я провёл пять часов, пытаясь уменьшить свой цифровой отпечаток онлайн, тщательно проверив все настройки приватности и рекламы и выключив (как мне казалось) веб-трекинг, рекламный трекинг и персонализированную рекламу.
Журналист пришёл к выводу, что человек может провести пять часов, методично разбираясь в настройках Amazon, Facebook и Google, стараясь оградить себя от слежки, и думает, что у него получилось это сделать, но несколько минут спустя получает свидетельство того, что никто и не думал ничего менять и слежка продолжается.
Я учу студентов в частности модуляциям цифровой приватности, в том числе по материалам техносоциолога Зейнаб Туфеки. И я не могу разобраться в том, как запретить инстаграму использовать мои разговоры в мессенджерах для персонализации рекламы. Потратив на это ПЯТЬ часов. Это неправильно.
Марк собирается изучить вопрос более детально, а потом добиться от корпорации ответа: что в действительности происходит с данными о пользователях и как работают настройки.
Я не собираюсь удалять фейсбук и не буду отказываться от поиска Google (когда это не что-то очень личное). И я купил свою «авоську Фарадея» на Amazon. Что я сделаю: потрачу больше времени и усилий на то, чтобы бороться за свою приватность, и буду работать с теми, кто стремится к тому же самому.
Всесильность и всеведущность Facebook и Google уже становятся предметом анекдотов. Научный корреспондент «Радио Свобода» Сергей Добрынин некоторое время назад рассказал в фейсбуке о том, как таргетинг рекламы сработал в ответ не на упоминание продукта в комментариях или поиске, а просто на сам продукт — поставленный на стол.
Угощались на днях с папой виски Tullamore Dew, а сейчас мне фейсбук предлагает «связаться со страницей» этого бренда. Никогда раньше в этом месте страницы ничего алкогольного не было. Точно не гуглил и в переписке не упоминал. Я радикальный скептик и не верю примерно ни в какие теории заговора, но всё-таки.
В комментариях кто-то предполагает, что телефон уже тайком фиксирует речь пользователя, другие выдвинули версию, что какое-то приложение может передавать данные о денежных транзакциях и извлекать из них данные о купленных товарах.
Мне тоже никто не верил, когда после беседы о фирме Huawei в шумном баре на следующий день в ФБ появилась её реклама. Тоже не гуглили, только беседа )
Также частые совпадения между разговорами о товарах и их рекламой объясняются так называемым феноменом Баадера-Майнхоф. Это когнитивное искажение, при котором у человека создаётся впечатление, что он чаще встречает какую-то информацию, если недавно её для себя открыл. Так беременные женщины начинают видеть больше беременных вокруг, отчего им кажется, что другие стали беременеть чаще.
Но есть и другие версии.
Я вот тоже не понимаю, почему именно тогда, когда я пытаюсь сидеть на диете, в ленте со страшной скоростью множатся рецепты и фотографии тортиков.
Бог любит тебя. И хочет, чтобы ты ещё выпил с папой.
В марте пользователи соцсетей устроили флешмоб с призывом удалить аккаунты в фейсбуке с хэштегом #DeleteFacebook. Причиной стали сообщения о том, что в 2016 году Facebook допустил утечку или добровольно передал данные более чем пятидесяти миллионов пользователей третьей стороне. Эти данные затем были использованы для политической рекламы и, как считают некоторые, повлияли на исход выборов в США и итоги голосования за выход Великобритании из ЕС.
Во флешмобе, который в итоге обрушил стоимость соцсети примерно на 15 процентов за пару недель, поучаствовал даже Илон Маск, который сделал вид, что не знает о существовании Facebook, а потом удалил страницы своих компаний Tesla и SpaceX, у которых было два с половиной миллиона подписчиков.