Почему Илон Маск удалил страницы своих компаний в фейсбуке и почему на самом деле Цукербергу всё равно

Даниил Александров Даниил Александров

Предприниматель Илон Маск «с удивлением» обнаружил, что у его компаний есть страницы в сети фейсбук. Он тут же распорядился их удалить прямо на глазах у своих подписчиков в твиттере. Но ни скандал с утечкой данных, ни демонстративный отказ от использования соцсети со стороны таких звёзд ничего не меняют. Весь мир будет ей пользоваться, а бизнес будет расти.

После того как в начале этой недели в социальных сетях массово распространился хэштег «удалите фейсбук» (#DeleteFacebook), к акции стали присоединяться влиятельные люди в IT-индустрии. Одним из них стал Брайан Актон, сооснователь WhatsApp и владелец мессенджера Signal. Он тоже посоветовал своим подписчикам удалить аккаунты в самой популярной социальной сети. Неожиданно ему ответил Илон Маск.

— Пришло время #удалить фейсбук.
— А что такое фейсбук?

Предыстория флешмоба с удалением фейсбука вкратце такова: по сообщениям различных СМИ, в 2016 году Facebook допустил утечку данных более чем пятидесяти миллионов пользователей через компанию Cambridge Analytica. Якобы она помогала Трампу манипулировать мнением избирателей.

Основатель и совладелец Facebook Марк Цукерберг в среду 21 марта извинился перед пользователями, но это не очень помогло: компанию продолжили атаковать блогеры и пресса. Акции компании стали дешеветь после истории с утечкой, после извинений снова немного пошли вверх, но со среды опять упали в цене. Падение составило около пяти процентов за неделю (а это 20 миллиардов долларов).

И тут Илон Маск заявляется, что «не знает» такую компанию. Более того, после того как его попросили удалить свои аккаунты, он согласился.

— Удалите страницу SpaceX в фейсбуке, если вы действительно Илон Маск?
— Я не знал, что она существует. Удалю.

И действительно удалил.

А как насчёт Tesla, которая недавно стала мемом благодаря полёту в космос?

— Это тоже надо бы удалить, да?
— Определённо. В любом случае выглядит так себе.

И страница Tesla тоже была вскоре удалена.

Когда популярный человек, к тому же основатель одной из самых известных IT-компаний — PayPal, не просто иронизирует в твиттере, но ещё и удаляет страницы Tesla и SpaceX в фейсбуке на глазах подписчиков, это производит впечатление. Но вот на предложение удалить заодно и аккаунт в инстаграме Илон Маск уже не ответил.

Но биржевые аналитики с Уолл-стрит считают, что никакого существенного влияния на судьбу Facebook общественная кампания не окажет. Такие скандалы случались уже не раз, и компания всегда действовала по одной и той же схеме, пишет BuzzFeed, и в результате выходила сухой из воды.

Выглядит это так. Сначала корпорация преуменьшает проблему, затем выдерживает паузу, затем следуют извинения на самом высоком уровне и уверения в том, что политика Facebook будет улучшена. А потом наступает полное молчание. И через несколько недель курс акций восстанавливается, база подписчиков продолжает расти, а журналисты забывают обо всём.

Три цитаты, которые скажут всё.

Мы оцениваем соотношение риска к прибыли по акциям Facebook в среднесрочной и долгосрочной перспективах как очень многообещающее. Марк Махейни, аналитик RBC

Мы бы рекомендовали инвесторам не терять из виду направления, на которых у Facebook дела идут очень хорошо. Кен Сена, аналитик Wells Fargo

Сброс акций, который сейчас происходит, мы рассматриваем как возможность их купить. Джейсон Хельфстайн, старший аналитик Oppenheimer

С фейсбуком постоянно происходит что-то не то, но это не мешает ему с каждым годом дорожать. 15 марта 2018 года акции компании стоили примерно на 25 процентов дороже, чем в марте 2017 года. Это при том, что весь год обсуждался мем «фейсбук работает через алгоритмы»: миллионы людей возмущались, что робот, управляющий лентой новостей, скрывает или показывает что-то по совершенно непонятному принципу.

А слухи о недостаточной защищённости аккаунтов ходят постоянно. Совсем недавно почему-то многие стали писать, что проверить, насколько безопасна твоя страница, можно, написав в комменте буквы BFF. Якобы по цвету, которым подсветится слово после публикации, можно судить об опасности. Это, конечно, полная чушь (хотя буквы действительно становятся зелёными), и мы рассказали почему.