#2009vs2019 сделал Facebook, чтобы украсть ваши данные? Журналистка нашла доказательства, которые не утешают

Как Facebook с помощью челленджа #2009vs2019 собирает данные пользователей

Журналистка издания Wired нашла доказательства того, что челлендж #2009vs2019 запустила социальная сеть Facebook. Изначально девушка просто решила сама поучаствовать в акции, однако шутливо обыграла тему. Вскоре после этого твит стал виральным, и она заметила пару интересных деталей, после которых задумала провести расследование. И его результаты не такие радужные, как хотелось бы.

Пользователи соцсетей начали массово публиковать в своих социальных сетях фотографии из 2009 года, запустив масштабный челлендж #2009vs2019. И пока одни постили свои фоточки из прошлого, другие пользователи обратились к более важным проблемам, с которыми столкнулось человечество за прошедшее десятилетие.

К акции присоединились также многие звёзды и селебрити, включая известных журналистов. Так, корреспондент издания Wired Кэти О’Нилл решила поучаствовать во флешмобе, немного модернизируя условия под себя.

Позже этот остроумный пост сподвиг девушку на серьёзные размышления: что, если это и в самом деле так? Изначально пользователи принялись оспаривать теорию девушки, аргументируя это тем, что старые фотографии уже давно хранятся в социальной сети и их уже можно было бы использовать для достижения коварных целей. Подобное отрицание ещё больше погрузило девушку в эту теорию, и она опубликовала статью на сайте Wired, в которой подробно изложила свои тезисы.

Читайте на Medialeaks: Сферический сахар в вакууме. Учёные NASA провели сладкий опыт, и результаты пугают — похоже, мы не с Земли

Во-первых, подобный челлендж на порядок упрощает само исследование: необязательно каждый пользователь выкладывал свои фотографии в определённый временной отрезок, что может усложнить задачу и исказить данные. Кто-то может выкладывать фотографии ежедневно, в то время как другие могут годами молчать и не публиковать на своей странице что-либо. #2009vs2019 делает исследование максимально точным, так как все его участники ограничены одним временным отрезком.

Во-вторых, многие пользователи могут хаотично размещать свои фотографии: например, девушке захочется окунуться во времена ностальгии в 2019-м и опубликовать фото из 2005 года, а следом за ним снимок, сделанный вчера. Это значительно путает ИИ при исследовании, поэтому пришлось бы прибегать к ручному труду человека, который может иметь погрешности и затрудняет процесс.

В-третьих, люди частенько могут публиковать свои настоящие фотографии в профиле, однако на главной профайла ставить фейковые изображения или вовсе обычные картинки вроде собачек или изображения заката. Для ИИ пока что это может быть огромной помехой.

В-четвёртых, полезность челленджа заключается в том, что многие люди, помимо простой публикации фотографии, добавляют дополнительные данные вроде названия университета, где они учились в тот момент, или города, возможно, имена людей или род деятельности.

После печальных рассуждений Кэти принялась думать о последствиях: а так ли всё это страшно на самом деле? Журналистка пришла к выводу, что у подобного исследования может быть три исхода.

  1. Алгоритм ИИ может работать во благо человечеству: научившись распознавать лица, он сможет более детально помогать в таких различных делах, как, например, поиск пропавших детей по камерам видеонаблюдения. На эту тему было даже проведено исследование с положительными результатами.
  2. Более бытовой исход ситуации подразумевает лишь ухудшение ситуации с рекламой, то есть она может стать более ориентированной, но и к тому же более назойливой и частной, чего бы вряд ли захотели пользователи.
  3. Худший исход событий ударяет по страховке и кредитам: если по данным можно будет вычислить не только возраст, но и, например, проблемы со здоровьем, то это может быть рискованно для людей из-за возможности отказа по причинам, которые они не хотели бы афишировать.

Кэти рассказывает, что представители Facebook уже ответили на её пост в твиттере и заявили, что ничего подобного и не думали проводить.

И хотя представители соцсети не распылялись особо с объяснениями, пользователи заявили, что не верят их словам, и их уже не переубедить.

Но не только пользователи недовольны Facebook. Недавно топ-менеджер социальной сети рассказал, как на самом деле Марк Цукерберг относится к сохранности приватности пользователей. Реддиторы возмутились тем, как цинично и бессовестно глава соцсети обращается с важной для людей информацией. Но никто, похоже, не удивлён.

Зато по-настоящему разозлил пользовательниц фейсбука пост в сообществе российского отдела IKEA. На фотографии всего-то сидит песёль за столом, а администратор паблика сравнил его с членом семейной пары, в которой один поцарапал машину другого и пытается загладить вину. Угадайте, что они хотели сделать за эту публикацию.