«Не половой акт, а секс». Сайт «Такие Дела» учит выражаться корректно, но многие эту попытку не заценили

Анна Луганская Анна Луганская

Сайт «Такие Дела» выпустил специальный словарь, в котором рассказывается, как правильно говорить о сексе, гендере, расе, заболеваниях и других щекотливых темах. Но некоторые статьи этого словаря вызвали у пользователей интернета искреннее возмущение и/или нервный смех.

В понедельник, 15 апреля, «Такие Дела» — информационный портал благотворительного фонда «Нужна помощь» — опубликовали в твиттер-аккаунте ссылку на свой новый проект — словарь «Мы так не говорим».

По ссылке можно прочитать о том, для чего создавался этот словарь.

Известный нам язык — это часто язык вражды. Многие люди — равно как и СМИ — спокойно говорят и пишут «бомж», «колясочник», «прикован к постели», «шизофреник», «гомосексуалист», не имея в виду ничего плохого. Но эти и другие слова уже стали обидными, они отражают пренебрежительное отношение общества к самым разным группам людей, которые в чём-то «не такие, как все».

При создании словаря авторы общались «со специалистами в разных социальных областях, с лингвистами и активистами», но сами признают: многие термины вызывали споры и должны восприниматься скорее как совет, чем как прямое указание.

Мы ничего никому не навязываем — мы лишь предлагаем задуматься о том, как мы говорим, почему мы это делаем и как это воспринимают другие.

Сейчас в словаре всего 102 определения. Среди них, например, вот такие:

Можно читать все слова подряд, можно вбивать их в поисковую строку, а можно смотреть по разделам: «Заболевания и ограничения», «ЛГБТ+», «Психические расстройства», «Секс» и «Социально уязвимые группы».

Авторы неоднократно подчеркнули, что словарь никому ничего не запрещает, а также разместили под текстом дисклеймер: «Не все члены редакции «Таких дел» разделяют точку зрения экспертов».

Но многие пользователи соцсетей всё равно остались недовольны некоторыми статьями.

После этого авторы словаря даже отредактировали статью — добавили вариант «темнокожий».

Откомментировали пользователи соцсетей и предложение отказаться от слов «эпилептик» и «аутист».

Многих удивили слова, связанные с сексом. Например, некоторым показалось, что «Такие дела» что-то напутали, одновременно запретив и разрешив слово «гей».

Впрочем, объяснение этой несостыковке было дано в самом словаре. Дело в том, что гей — это нормальный термин, но только если речь идёт о гомосексуальном мужчине.

Гей — это сексуальная ориентация, а МСМ определяет только практику, то есть конкретное действие. Мужчина, имеющий (или имевший) секс с мужчиной, необязательно гей, он может считать себя кем угодно и быть кем угодно: бисексуалом, гетеросексуалом («я экспериментирую»), трансгендерным человеком, жертвой насилия (например, в тюрьмах) и так далее.

Примерно это же, но ещё проще объяснили и в твиттере.

Некоторые статьи рассмешили пользователей твиттера. Например, предложенная фемблогером Татьяной Никоновой замена слова «влагалище» на «вагину». Автор объяснила это так:

В слове «влагалище» есть какой-то детерминизм — это что-то, куда нужно обязательно что-то вложить.

Вот только кое-чего Никонова не учла.

Развеселил комментаторов и другой совет Никоновой: больше никаких клиторальных оргазмов.

А ещё блогерша запретила «девственность». Ведь это такой случай, когда слово есть, а вот явления нет.

Так что теперь девушкам лучше задавать такой вопрос:

«Половой акт» тоже отменила именно Никонова.

И её сразу заподозрили в двойных стандартах (или забывчивости).

Но особенно остро люди отреагировали на статьи, посвящённые словам «проститутка» и «сутенёр». Выглядят они вот так.

Кому-то подобная замена показалась забавной.

Но других пользователей (вернее пользовательниц) соцсетей она задела за живое.

Отписалась даже одна из составительниц словаря — упомянутая выше Татьяна Никонова.

На эти упрёки «Такие Дела» пока не ответили, зато уже выпустили стикеры для телеграма по мотивам своего словаря.

Скачать их можно вот тут.

На самом деле, говорить о сексе, расе, болезнях и вообще всём, что связано с дискриминацией, и правда нужно осторожно. И филиппинские маркетологи с этим не справились — настолько, что оскорбили всю страну. А всего-то хотели рассказать о привилегиях светлокожих (и прорекламировать крем).

А вот рекламщики Gillette, похоже, наоборот, перегнули с толерантностью. Во всяком случае, так считают пользователи соцсетей. Ведь одно дело, когда компании выступают за бодипозитив, и совсем другое — когда пропагандируют болезнь.