Женщина получила тонну рекламы для мам, и причина криповая. Не думали выбросить смартфон? А теперь захотите

Маргарита Щигарева Маргарита Щигарева

Журналистка внезапно начала получать в фейсбуке множество рекламных постов для мам и удивилась. Женщина решила, что дело в её возрасте или постах друзей, которые она лайкает. Но потом сделала открытие, после которого доверять приложениям в смартфонах захочется ещё меньше.

Талия Шэдуэлл — корреспондентка британского издания The Mirror. У 30-летней жительницы Лондона нет детей и планов обзаводиться наследниками, рассказала она в своём материале и треде в твиттере. Однако, в конце октября журналистка начала замечать, что в её ленте в фейсбуке ни с того ни с сего начали появляться рекламные посты, нацеленные на беременных женщин и уже родивших мам: публикации о витаминах для девушек в положении, одежде для малышей, детских книгах и других подобных товарах.

По словам Шэдуэлл, она не была обеспокоена внезапным появлением спонсорских постов обо всём на свете, связанном с деторождением, и даже сочла ситуацию забавной.

Сначала я сделала вывод, что загадочные алгоритмы фейсбука справедливо сочли, что я, 30-летняя женщина, с точки зрения рекламодателей находящаяся в самом расцвете сил для деторождения, могу быть заинтересована в контенте про малышей. Постоянный спам о детях был надоедливым, но смешным — как будто любящий контролировать всё родственник спрашивал, когда я уже поспешу выйти замуж.

Журналистка упомянула о навязчивой рекламе с детьми друзьям, после чего поняла: поток таких постов также мог быть вызван тем, что женщина часто лайкает фотографии друзей с детьми в своих соцсетях. Но 3 ноября она поняла, что, скорее всего, ошибалась.

Талия Шэдуэлл

На новый вывод Талию натолкнуло приложение для отслеживания менструального цикла. Шэдуэлл зашла в программу и увидела уведомление, что её месячные начались «очень, очень поздно». А когда подкорректировала информацию о «критических днях», это мигом отразилось на спонсорских постах в фейсбуке, утверждает британка.

На самом деле мои месячные вовсе не начались поздно. Я просто забыла толком отметить цикл в прошлом месяце, а так как уведомления в этом приложении у меня отключены, я не заметила ничего, когда не указала нужные дни. Но приложение определённо заметило это. Я добавила информацию о цикле, и почти тут же реклама о детях исчезла.

Жительнице Лондона стало не по себе от такого совпадения (или нет?), и она подумала, что между двумя событиями может быть связь. Зайдя в настройки приватности в приложении для отслеживания менструального цикла, она увидела: разработчики обещали не предоставлять информацию, которую девушка сама вводила в программу, третьим лицам. Но в условиях не было чёткого утверждения, что программа не будет делиться агрегированными данными — то есть общими паттернами того, как Талия и другие женщины используют этот софт.

Шэдуэлл не стала называть приложение, ведь у британки, по её словам, нет убедительных доказательств, что оно предоставило информацию о её задержке брендам. Впрочем, свою заметку она всё же назвала «Приложение для отслеживания менструального цикла шпионило за мной и сообщило рекламодателям, что я могу быть беременна».

Большинство пользовательниц и пользователей твиттера, прочитавших тред Талии, сочли ситуацию жутковатой, но достаточно типичной. Некоторые женщины поделились похожими историями.

Приложения по отслеживанию менструального цикла не впервые подозревают в неэтичном обращении с личной информацией. В сентябре некоммерческая организация Privacy International, борющаяся за право людей на частную жизнь, рассказала о своём исследовании, по итогам которого 61 % из всех 36 подобных программ, участвующих в эксперименте, передавали фейсбуку данные девушек и женщин: о состоянии здоровья в «критические дни», контрацепции и даже дате последнего незащищённого полового акта. Среди таких приложений были два достаточно популярных, утверждали авторы: Maya и Period Tracker MIA Fem: Ovulation Calculator.

К фейсбуку же тоже немало вопросов по поводу использования личных данных пользователей. Соцсеть была замешана в скандалах с приватной информацией людей, и, кажется, заверениям Марка Цукерберга о важности защиты деталей о чужой жизни мало кто верит. Впрочем, если верить словам топ-менеджера компании, на самом деле основатель Facebook думает о нашей с вами безопасности совсем иначе.

А над самим Марком Цукербергом люди любят пошутить, называя его киборгом, инопланетянином и рептилоидом, ведь мужчина во время публичных выступлений иногда ведёт себя странновато. И в октябре глава соцсети объяснил, почему порой становится роботом.