Причина взрывов в Бейруте — аммиачная селитра. Что это такое и к каким трагедиям она уже приводила в прошлом
Власти объяснили, что взорвалось в Бейруте: это была большая партия нитрата аммония. Это же вещество называют аммиачной селитрой, и оно унесло тысячи жизней ещё до событий 4 августа. Первому такому взрыву уже больше 100 лет, а последнюю — до недавнего времени — катастрофу вы, возможно, и сами помните.
Вечером 4 августа в порту Бейрута, столицы Ливана, произошли два мощных взрыва. Больше сотни людей погибло, машины и здания, находившиеся в радиусе взрывной волны, были разрушены, а грохот был слышен даже в 20 километрах от города. Кадры с места трагедии сразу же заполнили соцсети — от некоторых видеозаписей сложно оторваться.
Stunning video shows explosions just minutes ago at Beirut port pic.twitter.com/ZjltF0VcTr
— Borzou Daragahi ?? (@borzou) August 4, 2020
Another view of the explosion from the sea. pic.twitter.com/L7n1N6swpQ
— Borzou Daragahi ?? (@borzou) August 4, 2020
На следующее утро в интернете появились новые видео из Бейрута: на них видно, к каким последствиям привели взрывы. Если взглянуть на снимки Бейрута со спутника Роскосмоса, становится видно, что на месте эпицентра взрыва образовалась воронка, которая заполнилась водой. Все постройки рядом оказались уничтожены до основания.
По последним данным, в катастрофе ранено несколько тысяч человек, погибло не меньше 100 человек, и ещё стольких же пытаются отыскать спасатели. Некоторые работники порта были выброшены в море в результате взрыва, а останки жертв, оказавшихся в эпицентре взрыва, скорее всего, не найдут никогда.
Власти Ливана объявили, что в порту взорвалось 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), хранившегося без соблюдения мер безопасности. Как пишет «Интерфакс», в 2014 году вещество было найдено и конфисковано таможней на борту молдавского сухогруза, задержанного из-за нарушений правил эксплуатации.
Что такое аммиачная селитра и зачем она нужна?
Аммиачная селитра (нитрат аммония) — соль азотной кислоты (NH4NO3), полученная еще в 1659 году знаменитым немецким алхимиком Иоганном Глаубером. С тех пор её использовали в качестве азотного удобрения в сельском хозяйстве и для изготовления боеприпасов в военной промышленности.
Именно при помощи этого вещества был совершён теракт на Черкизовском рынке в Москве в 2006 году. Во многих странах свободная продажа удобрений из аммиачной селитры запрещена. А вот в России гранулированный нитрат аммония как удобрение продаётся свободно. В такие удобрения часто добавляют компоненты, снижающие детонационные свойства чистого вещества (например, мел), но это влияет и на их эффективность.
Основная опасность аммиачной селитры в быту заключается в том, что она взрывается не только под воздействием открытого огня, но и от простого нагревания, перепадов температуры или влажности. Более того, детонация возможна даже из-за давления одного мешка с селитрой на другой.
В том, что нитрат аммония в любой момент может унести сотни жизней, человечество убеждалось уже не раз. Вот подборка самых жутких и самых масштабных катастроф, причиной которых стала аммиачная селитра.
Самый первый взрыв: Фавершем, 1916
«Великий взрыв» 1916 года на заводе в городе Фавершеме (графство Кент, Великобритания) стал первой катастрофой, причиной которой стала аммиачная селитра. И по сей день он остаётся самой масштабной трагедией в истории британской промышленности взрывчатых веществ.
В 14 часов 20 минут в воскресенье, 2 апреля, на весь Фавершем прогремел взрыв. Эпицентром стала пороховая фабрика в окрестностях города, в военных условиях работавшая без выходных. Как выяснилось позднее, причиной катастрофы стали загоревшиеся неподалёку пустые мешки.
В эти выходные в местности была настоящая засуха, и огонь моментально перекинулся на склад, где хранилось 200 тонн тротила и 700 тонн нитрата аммония — из этих веществ на заводе изготавливали аммотол, использующийся в военных целях.
По воскресеньям к работе на заводе не допускали женщин, поэтому жертвами стали только мужчины и мальчики. В результате взрыва погибло 115 человек, в том числе вся пожарная бригада. Тела семи жертв так и не были найдены. 6 апреля на кладбище Фавершема были захоронены 108 трупов.
Самый мощный взрыв: Оппау, 1921 год
Техногенная катастрофа на химическом предприятии компании BASF, расположенном близ городка Оппау, в области Пфальц (Германия), стала самым мощным взрывом с участием нитрата аммония.
Взрыв прогремел 21 сентября 1921 года на заводе анилиновых красителей и удобрений. Запасы сульфата и нитрата аммония осенью не были востребованы и до весны хранились в выработанном глиняном карьере. При таком хранении они неизбежно слёживались, и на заводе использовали взрывчатку для их раздробления.
Подобный метод применялся на заводе десятки тысяч раз без всяких происшествий. Но на этот раз что-то пошло не так. По одной из версий, из-за плохого перемешивания содержание нитрата аммония в части запасов было выше обычного. По другой — подрядчик решил сэкономить и выбрал вместо чёрного пороха более мощную взрывчатку из бертолетовой соли с бензином.
Взорвалось 12 тысяч тонн смеси, в которой было около 4500 тонн нитрата аммония. Энергия взрыва оценивается в четыре-пять килотонн, а за ним последовал пожар, растянувшийся на несколько дней.
Большая часть строений в Оппау была разрушена, как и близлежащие деревни Франкенталь и Эдигхайм. Стоявшие на близлежащих станциях поезда были сброшены с путей, а в радиусе 70 километров были выбиты стёкла. Звук взрыва был слышен даже в Мюнхене — за 300 километров от Оппау.
Жертвами катастрофы стал 561 человек, и ещё больше тысячи получили ранения. Спустя десятилетия в Германии начали ходить слухи о том, что на самом деле в Оппау взорвался ядерный снаряд, придуманный немцами ещё тогда. А ещё этот взрыв попал в роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Самый смертоносный взрыв: Техас-Сити, 1947 год
В апреле 1947 года французский пароход «Гранкан» прибыл в порт Техас-Сити (США) за новым грузом удобрений. В те времена это был настоящий «город химии» с множеством соответствующих предприятий и складов.
«Гранкан» несколько дней загружали аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках. 16 апреля в восемь утра в трюмах заметили дым. Помощник капитана запретил использовать систему пожаротушения водой, боясь испортить груз. Вместо этого он приказал задраить люки и пустить в трюмы пар.
Уже спустя 20 минут люки были сорваны и показался открытый огонь. В это время было погружено около 2100 тонн нитрата аммония. Команда (кроме капитана) сошла на берег, на борт поднялись 27 городских пожарных, а на пирсе собралась толпа зевак.
В 9:12 раздался взрыв. Вода у пирса, где стоял «Гранкан», испарилась, обнажив дно. Куски металла разлетелись на три километра. Взрывная волна сбила два небольших самолёта. Взрыв убил больше 500 человек.
Но ещё страшнее были последствия взрыва: пожар перекинулся на «город химии» и корабли с опасными грузами, стоявшие в порту. При этом больше половины городских пожарных уже погибли на «Гранкане». Горели заводы и склады, а ночью взорвались ещё два парохода с грузом селитры и серы, вызвав новые пожары.
На спасение города был брошен полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер. Борьба с огнём длилась около трёх суток. Катастрофа уничтожила две трети города и три четверти всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии. Имущественный ущерб оценили в 100 миллионов долларов. Количество погибших превысило полторы тысячи человек.
Произошедшее повлекло за собой первый коллективный иск против правительства США. Пострадавшим было выплачено 1394 компенсации общей суммой около 17 миллионов долларов. Причинами трагедии были названы нарушение правил упаковки и техники безопасности (грузчики курили, что, скорее всего, и вызвало возгорание), беспечное отношение к селитре и неумение её правильно тушить.
Самый безопасный взрыв: Красное море, 1953 год
Спустя восемь лет другой пароход повторил судьбу «Гранкана». К счастью, этот взрыв не унёс ни одной жизни, хотя по мощности практически не уступал катастрофе в Оппау, разрушившей город и его окрестности.
В январе 1953 года финское грузовое судно «Тиррения» находилось в Красном море на пути из румынского порта Констанца в Китай с грузом около 4000 тонн аммиачной селитры.
Вечером 23 января, когда корабль находился к востоку от Порт-Судана, экипаж заметил дым, поднимающийся из трюма. Как и на «Гранкане», было принято решение тушить пожар при помощи пара, но эти попытки не увенчались успехом.
Как только стало ясно, что пожар усилился, люди покинули корабль на шлюпках. Ближе к ночи их заметили с проходившего мимо танкера и подняли на борт. По сообщению капитана танкера Олава Рингдала, «Тиррения» взорвалась в 22 часа 58 минут по Гринвичу. При взрыве никто не пострадал.
Самый недавний взрыв (уже нет): Тяньцзин, 2015 год
До 4 августа 2020 года последней известной катастрофой с участием аммиачной селитры был взрыв 2015 года в Тяньцзине (север Китая). Как и в случае с Бейрутом, трагедия произошла в порту — и тоже в августе.
В среду, 12 августа, в 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожарах на складах в порту Тяньцзиня. Как выяснилось позднее, на складах хранилось около 800 тонн нитрата аммония и другие химикаты.
Причиной пожара стал контейнер с сухой нитроцеллюлозой (используется для создания бездымного пороха и взрывчатых составов), который перегрелся на летнем солнце. Как только нитроцеллюлоза загорелась, начали взрываться соседние контейнеры с химическими веществами. Пожарные, прибывшие на место, не смогли остановить распространение огня.
Около 23:30 произошло два взрыва с мощностью в три и 21 тонну тротилового эквивалента. Взрывная волна повредила здание национального суперкомпьютерного центра, уничтожила около трёх тысяч автомобилей и разрушила (частично или целиком) около семи тысяч квартир. Официальное количество погибших от взрывов — 173 человека (в том числе 92 пожарных).
13 августа тушение пожара приостановили, а на место прибыла команда экспертов, чтобы оценить, сколько химических веществ осталось на складе и что делать дальше. 15 августа в воздухе был обнаружен цианид натрия и начата эвакуация местных жителей. 20 августа взятые экспертами образцы не содержали следов цианида натрия.
По делу о взрыве были предъявлены обвинения 11 чиновникам Тяньцзиня и задержаны 12 сотрудников компании Ruihai International Logistics, которой принадлежал взорвавшийся склад. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством.
В сентябре 2015 года китайские СМИ сообщили, что семьи погибших пожарных получат компенсацию в размере 2,3 миллиона юаней (360 тысяч долларов), а на месте трагедии будет построен памятник. Кроме того, правительство планировало выплатить компенсации жителям, чьи дома были повреждены, выкупив их за 130 процентов от их покупной цены.
В ноябре 2016 года 49 чиновников, руководителей и сотрудников складов были приговорены к тюремному заключению за нарушение правил безопасности, приведшее к катастрофе. Председатель Ruihai International Logistics Ю Сюэвэй был приговорён к смертной казни.
В России на этот вид наказания уже больше 20 лет действует мораторий. Но осенью 2019 года россияне в очередной раз задумались о том, чтобы вернуть смертную казнь. Причиной стала гибель девятилетней девочки, пропавшей в Саратове.
А в США преступников всё ещё казнят — но одному из них предоставили возможность заплатить за убийство иначе. Мужчине предложили вместо казни встретиться с родственниками жертвы. И его решение поставило многих людей в тупик.