«Смех — это почти всегда защитная реакция». Интервью с художником Gudim: про дзен, футбол и работу в офисе
Художник Gudim (Антон Гудим) известен в интернете как автор иллюстраций, в которых практически каждый может узнать себя. Жизненные ситуации повседневности: душные офисы, тесные вагоны, очереди — всё это есть в картинах Гудима, глядя на которые, сначала хочется посмеяться, а затем задуматься о своей жизни. Medialeaks поговорил с художником (который сам работает в офисе) о том, как не стать персонажем его рисунков, про верёвки на шеях, депрессию и поиски счастья.
Художник Антон Гудим (автор паблика Gudim во «ВКонтакте») создаёт ироничные иллюстрации про окружающую действительность, и в его персонажах многие могут узнать себя. В его рисунках то, с чем мы сталкиваемся каждый день: офисные будни, городская повседневность, отношения между мужчиной и женщиной, всё то, что воспринимается как обыденность, пока не посмотришь на неё со стороны. И Гудим смотрит, а также зарисовывает эту повседневность.
У тебя образование инженера, и, насколько я знаю, ты работал инженером, даже когда стал известен, как художник. С тех пор что-то изменилось? Я имею в виду, не стало ли создание иллюстраций стабильной работой?
Да, всё так. С тех пор ничего не изменилось. Я всё ещё в дороге между инженером и иллюстратором.
То есть ты продолжаешь работать в каком-то офисе, на, грубо говоря, на «обычной» работе?
Да-да, именно так.
Тогда понятно, почему у тебя много рисунков, которые отражают офисную рутину, какой-то экзистенциальный офисный ужас. Это собирательный образ или приходится сталкиваться с таким лично?
На самом деле, это скорее что-то нарисованное на эмоциях. Я не испытываю какой-то постоянный дискомфорт от офисной работы. Что-то подметил — нарисовал. Например, вернулся из отпуска, посмотрел, как люди живут, сразу накатывает тоска какая-то, а потом втянулся, и вроде с этим всем можно жить, если не копать глубже…
А если копать?
А если копать, то всё плохо.
Ты как-то показывал покадрово, как создаётся иллюстрация. Это должно занимать много времени. Где ты его берёшь?
Я просто почти не гуляю, не встречаюсь с людьми после работы и так далее. То есть у меня стабильно есть 4-5 свободных вечеров в неделю.
Это намеренно, потому что нужно что-то нарисовать, или просто не хочется гулять, с кем-то встречаться?
Тут скорее симбиоз того, что мне не особо интересно куда-то идти, и того, что мне хочется/нужно что-то нарисовать. Во втором занятии я чаще нахожу больше смысла, НО, конечно же, бывают исключения. Плюс я просто не могу расслабиться, зная, что мне надо что-то дорисовать/придумать.
А что должно произойти для такого исключения? Например, когда в последний раз тебе прям захотелось куда-то пойти, с кем-то встретиться?
В прошлую пятницу вроде, но это был обычный вечер с плейстейшн, вредной едой и друзьями. Мы его планировали чуть ли не за месяц, так что я смог скорректировать свои планы заранее. Я вообще не тот человек, который может взять и подорваться куда-то.
Во что играли?
В FIFA.
Любишь футбол или просто так?
Люблю футбол, играю, смотрю, иногда посещаю матчи. Полный набор)
На матчах ЧМ был или в фан-зоне?
Вот на матч ЧМ меня что-то не тянет. Это тот случай, когда я, столкнувшись даже с незначительными трудностями (ну, там ведь надо было подавать заявку на билеты, плюс переезд в другой город), сразу отказался от этого. Была бы возможность — сходил, нет — так нет.
Плюс, возможно, это возрастное, но я понял, что мне совсем неудобно смотреть игры на стадионе. Один ракурс, повторов нет, плюс много времени на проход и дорогу. В общем, я выбрал комфорт.
А сколько тебе лет, если не секрет?
Блин. Как-то повелось, что я не говорю об этом. Думаю, мы ровесники плюс-минус.
Тоже косвенно к ЧМ-2018 вопрос. Обсуждения насчёт того, что «русские девушки пошли отдаваться иностранцам» и «пока в стране всё плохо, болеть за сборную нельзя». С каких тем или обсуждений в интернете у тебя пригорает или удаётся оставаться равнодушным?
Ни с чего не пригорает. Не сказать, что я равнодушен, на первых этапах это может вызывать эмоции, какой-то негатив или возмущение. Но если посмотреть на ситуации трезво, то становится как-то всё равно.
Какие-то срачи в интернете бывали поводом для иллюстраций?
Тот факт, что я почти не использую текст, и почти не участвую в срачах, указывает на то, что почти не было. «Почти», потому что я просто не помню всего, что на меня влияло за всё время моего творчества.
Кстати, про текст у меня заготовлен вопрос. Ты его почти не используешь, а не было желания что-то выразить в тексте?
Иногда, конечно, хочется его интегрировать, но я решил для себя, что надо учиться доносить мысли без него. Но он всё равно проскальзывает порой.
А если не текстом, а словами, хочется что-нибудь проорать, например, на краю обрыва или в лесу, что бы это было?
Просто «АААААААААААААА».
Тогда вопрос про всё равно. У тебя в закреплённых записях в ВК гифка «Здесь и сейчас ничего не происходит». Похоже на дзен-буддийский посыл какой-то. Почему именно это.
Это скорее такой ответ всем деятельным людям, которые любят себя мотивировать курсами, видео, книгами и цитатами. Я как-то давно увидел, что моя девушка репостнула себе какую-то картинку с мотивирующим текстом на красивом фоне. И текст начинался со «здесь и сейчас». Ну и как-то в голове родился подобный ответ-рисунок.
Ты себя сам как-то мотивируешь или всё само приходит? Появляются в голове какие-то цели глобальные, вроде того, что хочу сделать вот это, и вот сделаю.
Ближайшая глобальная цель — это выставка. Прям хочу сделать и сделаю. А дальше — не думал.
Где, когда?
В Москве, пока не знаю где. Всё что я сделал — это наконец сдвинулся с мёртвой точки, дал обещание и уже начал писать на холстах. Также приятно, что много людей поддержало эту мою мечту, и благодаря им я купил холсты и краски. Думаю, определюсь с местом и временем, когда будет готово хотя бы 50 % материала. Это не быстрый процесс.
Это будут картины в твоём фирменном стиле или что-то новое?
Это в своей массе будут мои наиболее удачные работы, перенесённые на формат картин. Ну и скорее всего несколько новых.
У тебя помимо образования инженера есть художественное?
Нет, его нет. Возможно, поэтому меня и тянет сделать то, что я «не должен уметь делать». У меня был год курса живописи, всё остальное — по наитию.
А что сложнее создавать: картины или технические проекты?
В данный момент я не создаю картины с нуля. У меня уже есть готовое изображение. Мне нужно просто перенести его на другой формат. Это довольно приятный процесс. Понимаю тех, кому психологи рекомендуют занятия рисования, это действительно может расслаблять.
Поэтому если сравнивать инженерную работу и написание картин, то второе намного легче и приятнее. НО если речь о придумывании идеи/сюжета с нуля, то тут процесс может быть довольно рутинным и трудным. Это что-то более сложное и оттого приносящее больше эмоций лично мне.
Насчёт расслабления и эмоций. Когда смотришь на твои иллюстрации, сначала думаешь «ахахаха», а потом задумываешься, «А я же и сам как с этой картинки». Подмечая такие жизненные моменты, ты сам себя считаешь весёлым человеком или, наоборот, склонным к депрессии? Это же иллюстрации окружающего тлена.
Так это ведь очень связано. Смех — это почти всегда защитная реакция. И зачастую на что-то не очень приятное.
Периодически суицидальная тема ещё проскакивает, например, в виде верёвки на шее. Это личное что-то или попытка отобразить окружающее настроение: коллег, прохожих?
Думаю ли я о суициде? Да, это бывает, как и у многих. Без конкретных планов, конечно, но абстрактно я могу пофантазировать на эту тему. Опять-таки под влиянием эмоций. Петля на шее — это просто узнаваемый символ, это скорее способ передать настроение. Риторический вопрос: есть ли на свете творческие люди, не думающие о самоубийстве??
Такие мысли от работы появляются или от каких-то других обстоятельств? Иллюстрации с петлёй, как правило, сопровождают образ офисного работника.
Нет, не от работы, скорее от того, что жизнь устроена так, что люди редко находят счастье.
А себя ты можешь назвать счастливым?
Не могу себя назвать ни счастливым, ни несчастным. Но я учусь быть счастливым, так что не всё так пессимистично.
Что бы мог посоветовать офисным работникам, чтобы они не были похожи на героев твоих картин?
Найти дело по душе и получать удовольствие от того, что они делают. Именно от процесса, а не в день зарплаты.
Антон Гудим — один из авторов, которые создают уникальный контент в интернете. Часто у таких авторов крадут рисунки и тексты всевозможные агрегаторы, зарабатывая на подобном паразитировании большие деньги.
Medialeaks ведёт серию интервью с людьми, которые создают эксклюзивный контент для интернета, авторы, чьё творчество вы наверняка видели, но ничего о них не знали. Ранее о своей жизни в реальном мире и интернете рассказал анонимный художник, автор эпического комикса «Бесконечная шутка» Дюран.