Кто придумывает шутки для пабликов и как они зарабатывают на краже контента. Истории настоящих авторов

Крупные паблики во «ВКонтакте», популярные каналы в Telegram и даже раскрученные аккаунты в твиттере зарабатывают сотни тысяч рублей на рекламе. При этом многие из них не создают собственный контент, а собирают его по всему интернету. И часто получается, что агрегаторы просто воруют контент у авторов, затирая их имена, а то и вовсе ставя свой копирайт. В итоге сложилась ситуация, что шутки и мемы для Рунета придумывают в прямом смысле несколько десятков человек, на которых наживаются другие люди. Medialeaks поговорил с людьми, создающими уникальный контент, об авторском праве и борьбе с воровством — вернее, о таких попытках.

Как паблики во «ВКонтакте» зарабатывают на краденых шутках

Юмористические и философские паблики во «ВКонтакте» и развлекательные каналы в Telegram уже давно перестали быть «делом для души» и превратились в бизнес. Причём в бизнес серьёзный. Над одним сообществом могут трудиться десятки человек, включая администраторов со стабильным рабочим графиком и зарплатой, маркетологов и менеджеров по рекламе.

Многие из крупных пабликов благодаря рекламе могут зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц. Расценки на размещение рекламы разнятся — от 100 рублей в группах средней руки до десятков тысяч за пост в группах-миллионниках. Как различаются цены на рекламу и сколько на ней зарабатывают сообщества, можно посмотреть на примере различных бирж рекламы во «ВКонтакте», где есть прайс-лист.

Вот пример разброса цен на рекламу, по данным биржи Sociate.

Цены на размещение рекламы в Telegram в подобных сообществах тоже не являются секретом. Часто в них просто дублируется контент из паблика. Для примера, несколько цен на посты в каналах категории «Юмор», и это далеко не самые высокие расценки.

При этом многие паблики, обладая огромной аудиторией и штатом сотрудников, не производят собственный контент, а «заимствуют» его из более мелких авторских сообществ, из твиттера или форумов.

При этом чаще всего шутку или картинку банально воруют, при этом замазывая имя автора или даже ставя свой копирайт.

В твиттере дело обстоит ещё проще. Там аккаунты просто копируют текст. Особенно этим грешат администраторы популярного аккаунта «Лепра». У неё почти пять миллионов подписчиков во «ВКонтакте», а вот в твиттере в настоящий момент аккаунт заблокирован. Администрация соцсети не говорит почему, но не исключено, что из-за многочисленных жалоб. Ведь именно «Лепра» была для пользователей твиттера эталоном воровства шуток.

Читайте на Medialeaks: Рыбак заметил в океане красивую фарфоровую куклу. Но когда «кукла» вдруг запищала, действовать пришлось быстро

Украденные из твиттера шутки «Лепра» также публикует в своей группе во «ВКонтакте». Впрочем, админы не гнушаются воровать контент и с личных страниц пользователей, с чем редактор Medialeaks неоднократно сталкивался лично.

Пользователям таких сообществ в принципе всё равно, откуда в паблике появляется контент. Но для авторов, ведущих свои проекты, это застарелая проблема, и вопрос воровства шуток и борьбы с ним в тусовке обсуждается не первый год.

В 2017 году о защите авторского контента писало издание «Луна». Посты главного редактора «Луны», писателя Александра Пелевина, также часто появляются в крупных агрегаторах — естественно, без указания авторства.

Как можно заметить на примере Пелевина, одну и ту же «зашедшую» шутку паблики начинают активно копировать друг у друга. «Луна» тогда проследила примерный путь украденной шутки.

Если проследить, как украденная шутка путешествует по ВК, можно увидеть, что первыми обычно хватают свежие мемасы агрегаторы типа «Прояснилось». Чуть позже у них берут сотрудники пабликов «Дзен», «Борщ», «Лепра», «Шредингер шутит», «Тёмный уголок», «Бешеные панды умирают стоя», «Слегка упоротая редакция», «Развращённая интеллигенция» и сотни других, помельче.

То, что одни и те же шутки расходятся по десяткам сообществ, можно объяснить в том числе тем, что в Рунете не так много людей, которые их придумывают и в целом создают уникальный контент. Часто они ведут собственные паблики, но в них в сотни раз меньше подписчиков, чем у агрегаторов. При этом, когда автор пытается предъявлять претензии сообществу за украденный пост, он часто может оказаться в чёрном списке или нарваться на хамство со стороны администраторов.

Вот например, как описывает общение с агрегаторами Татьяна Барышникова, автор паблика «Сарказматор Барышниковой» (15 тысяч подписчиков) и твиттера, из которого часто крадут шутки.

Кто настоящие авторы шуток в интернете и как они борются с воровством

1 июня 2018 года «ВКонтакте» запустили проект «Немезида», который должен помочь авторам оригинального контента бороться с воровством. Как рассказывал директор по маркетингу ВК Александр Круглов, «Немезида» создана для того, чтобы аудитория подписывалась на первоисточники контента, а не на агрегаторы-паразиты.

Именно автор получает всю славу только запись от первоисточника может попасть в рекомендации и получить повышенные охваты. Тем не менее до этого момента владельцы сообществ, которые не создавали оригинальные материалы, продолжали распространять копии чужого контента, размещали рекламу и зарабатывали на этом деньги. Мы считаем, что такую работу невозможно сравнить с количеством времени и усилий, которое уделяют произведениям настоящие авторы.

В описании «Немезиды» говорится, что её алгоритм ищет повторяющийся контент и отправляет его на рассмотрение группе модераторов. Кроме того, пользователи теперь сами могут пожаловаться на украденные посты. «ВКонтакте» обещает наказывать особо рьяных плагиаторов вплоть до отключения от рекламной биржи.

1 уровень: 5 страйков — изъятие из рекомендаций, снижение видимости репостов;
2 уровень: 10 страйков — наказание первого уровня + отключение от РСВК (Рекламная сеть);
3 уровень: 15 страйков — наказание второго уровня + отключение от Маркет-платформы, запрет на публикацию гиперссылок.

Как рассказала Medialeaks Татьяна Барышникова, иногда алгоритм «Немезиды» не приносит плодов.

Она алгоритм, и совершенно непонятно, что делает. Потому что основная борьба с кражами ведётся пользователями, которые кидают страйки.
Вот только выяснилось, что модераторы считают оригинальным контент, который был перефразирован или размещён на каком-нибудь фоне. То есть по факту это не защита авторов, а увеличение формально оригинального контента.

Татьяна добавила, что при этом с воровством шуток в твиттере не борется, так как там агрегаторы не наживаются на её творчестве.

Вот некоторые разошедшиеся шутки Татьяны, которые вы могли видеть в других агрегаторах без указания авторства.

Татьяна Барышникова

Некоторым авторам «Немезида» действительно помогает. Эксперимент проводил Виктор Копаница, автор юмористического паблика Navel gazing. Он проверил работу «Немезиды» на примере одной из своих картинок.

Мы придумываем, рисуем и постим небольшие забавные картиночки ВК. Надо ли рассказывать, что картинки у нас регулярно воруют крупные сообщества, такие как «Борщ», MDK, «Лепра» и так далее? Самые наглые из них не только затирают наши вотермарки, но и лепят поверх наших свои.

Виктор привёл в пример паблик «Борщ», который недавно поставил «рекорд по скорости кражи контента» и запостил у себя картинку из Navel gazing уже через 10 минут после оригинальной публикации. Само собой, без указания авторства.

Админы Navel gazing заполнили специальную форму для обжалования контента, и картинку из «Борща» действительно удалили.

Мы чувствуем небольшую удовлетворённость. Я предлагаю жаловаться на воровство контента всякий раз, как вы это заметили. Пускай агрегаторы либо покупают контент, либо размещают со ссылкой на автора, своё придумывать они вряд ли начнут.

Ещё один известный автор — уральский стендап-комик, финалист «Камеди-баттла» Боб Фарбер. Он ведёт популярный твиттер и юмористический паблик «У Боба» во «ВКонтакте» (больше 19 тысяч подписчиков).

Несмотря на то, что Боб известный комик, агрегаторы постоянно крадут его шутки. Он несколько раз пытался связаться с админами агрегаторов, но это оказалось бессмысленно.

Лично несколько раз связывался, больше не хочу. Варианты ответов и действий: просто тупо бан или «Ты ебобо? ЭТО ЖЫ ЫНТЫРНЭТ!» Это обобщённые 99,99 %. Кто-то, знаю, договаривается из авторов, что говнопаблики фигачат их шутки (так же без подписи или замазывая), но взамен иногда делают репосты.

«Немезиду» Боб тоже опробовал, но и это не принесло результатов.

Странная штука. Я её потестил, пожаловался, дня через три сделал поиск, у всех, кто стырил — шутки на месте. Написал в поддержку, те говорят — ну да, всё ок, «Немезида» не удаляет ворованный контент, она как-то там не даёт его монетизировать. Как по мне, так всем воровайкам пофиг.

Вообще, комик не очень верит в то, что алгоритм как-то помешает деятельности пабликов-паразитов.

У них там про «Немезиду» написано, что типа после нескольких жалоб что-то вообще суровое может приключиться, но, по-моему, нифига они не делают и не сделают. Иначе бы всякие «борщи», «прояснились» и «лепры» уже бы закрылись.

В твиттере происходит такая же ситуация. Но там есть нюанс. По словам Боба, там, помимо признанных паразитов, часто шутки воруют  обычные пользователи, но случается, что чужие творения присваивают и довольно именитые аккаунты, которые сами ведутся для создания уникального контента.

Примеры шуток Боба Фарбера, которые активно растащили агрегаторы.

Боб рассказал, что админы «интеллигентного» паблика в ответ на претензии в воровстве просто послали его на всем известные три буквы.

Боб Фарбер

Иногда бывает, что паблики крадут не отдельные шутки, а всю концепцию чьей-то оригинальной странички, создавая её клонов. Так произошло с сообществом «Идеи неинтересных фильмов» (больше 16 тысяч подписчиков), которое создала участница «Камеди-баттла» Маргарита Якобсон.

Маргарита рассказала, что, что как только она создала паблик, тут же начали появляться клоны.

Штук пять точно было. Почти все давно. Тысяч по пять, по шесть участников. Были паблики, которые сначала воровали посты, потом публиковали из предложки, были те, которые только воровали. Бороться пыталась, но как это сделать, когда админа не знаешь? Блокировала кого-то, но воровство не прекращалось. Решила просто обойти по подписчикам, усерднее работала над пабликом. Воры затихали, видимо, надоедало или идея не такая денежная.

По словам Маргариты, недавно подписчик даже показал клон «Неинтересных фильмов», который был отмечен «Прометеем» — системой «ВКонтакте», которая поднимает в выдаче авторские паблики и помогает им раскручиваться. Правда, в техподдержке отрицали, что давали такую отметку клону. При этом клон рекламировался с помощью поста, украденного из оригинального паблика.

Я вычислила админа, написала ему по-хорошему с просьбой не воровать контент. Он ответил что-то в стиле «О, а ты выступала со стендапом, так ты его сама придумала?» Заблокировала его. Воровать перестал, но тут и блокировка, и «Немезида» уже к этому времени появилась. Кстати, очень жаль, что она не распространяется на ранее опубликованные посты, я бы пару ночей посидела бы над этим.

Теперь Маргарита решила не столько бороться с воровством, сколько активнее раскручивать свой паблик. В «Немезиду» она тоже верит и уже начала замечать результаты.

Видела некоторые посты в других пабликах (не ворованных, просто других пабликах), но у них стоит в конце приписка — «Идеи неинтересных фильмов». То есть, видимо, люди знают про «Немезиду» и боятся. С ней спокойней, но я понимаю, что там тоже свои фишки есть.  Вообще, хотела бы как то официально оформить сообщество на себя, но не знаю, как это сделать, и думаю, что это вообще невозможно.

Шутки из паблика «Идеи неинтересных фильмов», которые вы могли видеть в других источниках.

Маргарита Якобсон

В пресс-службе «ВКонтакте» рассказали Medialeaks, что пока рано делать какие-то выводы о работе «Немезиды».

С запуска «Немезиды» прошло меньше двух недель. Алгоритм постоянно обучается, поэтому его работа будет улучшаться.

Несмотря на оправдания администраторов сообществ из разряда «в интернете все воруют шутки, и не стоит ничего выкладывать, если боишься этого», кража интеллектуальной собственности — это проблема. Тем более что на чужом творчестве многие банально наживаются. И если отстоять права на рисунок или фотографию ещё можно, то с текстовым контентом дело обстоит сложнее. В законе об авторском праве нет таких понятий, как «мем» или «шутка».

При этом на Западе были примеры, когда суд и представители соцсетей вставали на сторону авторов в спорах о заимствовании контента. Так, в 2015 году журналистка LA Times смогла добиться удаления своей шутки из аккаунтов, которые её украли. А вот в России такое повторить не получилось. Это пробовал сделать популярный микроблогер Сергей Д.

Вскоре после победы американской журналистки в сражении за контент Сергей подал аналогичную жалобу в техподдержку Twitter на воровство своих постов аккаунтом «Лепра». Но представители компании не нашли повода для каких-либо претензий в случае с русскоязычным твитом и посоветовали Сергею доказать авторские права на свой твит.

Кто-то ворует шутки для того, чтобы заработать на рекламе, кто-то — чтобы потешить своё самолюбие. Но в итоге получается, что небольшое количество человек придумывает большую часть контента, которым потом пользуются все кому не лень, а настоящие авторы остаются в тени. Со своей стороны, Medialeaks попробует исправить такую несправедливость. Начиная с этого материала, у нас стартует цикл статей и интервью с настоящими авторами, которые придумывают оригинальный контент для интернета.

P.S. За полчаса до выхода этого материала паблик «Лепра» стянул авторскую пикчу из сообщества Medialeaks, хотя и немного её переработал.