Покупатель-призрак год пакостил магазинам, оставляя тысячи пустых корзин. И его история — настоящий детектив

Никита Ланской Никита Ланской

Покупатель-призрак год пакостил магазинам, оставляя тысячи пустых корзин. И его история - настоящий детектив

В течение года таинственный Джон Смит мешал жить множеству онлайн-магазинов, и, чтобы отследить его, им пришлось устроить настоящее расследование. Покупатель-призрак успел оставить за собой тысячи пустых корзин, испортить десятки отчётов и разругать сайты с провайдерами. И, как и положено сюжетам из хороших детективов, за невинным именем «Джон Смит» стояла целая организация.

Повесть о преступлениях покупателя-призрака 1 июня появилась на страницах The Wall Street Journal, который тоже принимал в расследовании активное участие. Загадочные истории то и дело оказываются на странницах газет, а иногда, чтобы выяснить, кто уволил кота-библиотекаря, требуется три новостных заголовка. Не говоря уже об исчезновении памятника Маршалу Жукову.

Джон Смит начал свой крестовый поход однажды в среду и с тех пор не останавливался ни на день. Он заходил на сайты для автомобилистов и домохозяек, заполнял корзины десятками вешалок, стробоскопов, рам, зажигалок, смотрел как на полотенца за доллар, так и на детские коляски за сто. А потом уходил, так ничего и не купив.

Владельцы магазинов всех разновидностей целый год ломали голову над загадкой призрака, оставляющего за собой пустые корзины, в каждой из которых было лишь по одному товару. Он был для них не просто маленькой неприятностью.

Каждая пустая тележка портила аналитику, на основе которой магазины платят за рекламу и принимают решения. Каждый поддельный адрес, с которого Джон Смит регистрировался на сайте магазина, становился поводом для спора с интернет-провайдером.

Работало это так: покупатель-призрак наведывался к, например, Джеффри Горнштейну, владельцу магазина подарков ComfortHouse. Стоило только Смиту оставить на сайте пару десятков пустых тележек и уйти, как автоматическая система начинала писать призраку на почту с просьбой закончить покупки. Все письма возвращались назад, а интернет-провайдер ругался на магазин за спам.

Однако поддельные почтовые ящики, которые оставлял за собой Смит, и стали первой зацепкой в расследовании его загадки. Запросы с них вели в Кремниевую долину, а внешний вид адресов ( john.smith.us2@gmail.com или john.smith.us30@gmail.com) намекал на причастность Google.

Любой хакер мог бы подделать такой IP, но за неимением других вариантов продавцы начали звонить в Google. Ответы оказывались либо невнятными, либо не решали проблему. В компании отвечали, что проверяют магазины, но не делают это так часто, как Джон Смит. Тогда за дело взялись журналисты.

Спустя несколько дней исследований, специалисты Google всё же сдались и сказали правду: Джон Смит — их бот.

Мы используем автоматизированные системы, чтобы гарантировать, что потребители получают точную информацию о ценах от наших продавцов. Это иногда приводит к тому, что продавцы видят заброшенные корзины в результате тестирования системой, соответствует ли отображаемая цена той, которая высвечивается при оформлении заказа.

Так, загадка покупателя-призрака была разрешена. Исправил ли Google проблемы своей системы — неизвестно, однако некоторые магазины признались: они уже научились жить с Джоном Смитом.

Стать первой зацепкой в детективной истории может любая мелочь, а в двадцать первом веке — и любая социальная сеть. Благодаря помощи приложения для знакомств одна девушка смогла получить настоящий привет из прошлого.

Но далеко не все загадки оказываются так невинны. Простая вещь из секонд-хенда стала причиной целого расследования об убийстве, и след привёл людей на настоящую военную базу.