Фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представили результаты ежегодного исследования «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер». В 2022 году у россиянок спрашивали об их репродуктивных планах и составляющих женского счастья. Опрос показал, что одного, двух и более детей хотело бы воспитывать 88% респонденток, но при этом в ближайшие пять лет рождение ребёнка планирует только 29% опрошенных. В принципе не хотели бы иметь детей 7% женщин.
Нереализованное желание иметь детей более характерно среди опрошенной аудитории 18–24 лет: 74% хотели бы детей, но пока их не имеют. Среди женщин 25–34 лет эта доля составляет 30%, а среди опрошенных 35–45 лет – 13%. Из сравнений ответов на вопросы о том, сколько у женщин детей, и сколько они хотели бы иметь, видно, что многие хотели бы больше (65%). Чаще всего (39% опрошенных) участницы отмечали, что мечтают о двух детях. Еще 28% мечтают о троих, одного ребенка хотели бы 12% респонденток.
Среди опрошенных россиянок 18-45 лет, исключая тех, кто принципиально не хотел бы иметь детей, в ближайшие пять лет планирует рождение детей почти каждая третья (29%), преимущественно – женщины в возрасте 25-34 лет (42%), в меньшей степени те, кто находится в возрасте 35-45 лет (17%).
Что останавливает женщин в вопросе рождения ребёнка?
В ближайшие пять лет не планирует рождение ребёнка 48%. Более трети (39%) из них останавливают материальные ограничения или жилищные условия. Для женщин до 24 лет самым популярным фактором является отсутствие стабильности в жизни — так ответило 77% девушек. Треть всех респонденток не планирует рождение детей, потому что они уже есть (37%), а 17% указали среди причин наличие ограничений по здоровью.
«Почти каждая пятая россиянка… не планирует иметь детей в ближайшие годы по состоянию здоровья. И это на фоне развития репродуктивных технологий, а также разработок, призванных сохранить репродуктивный потенциал женщины», — прокомментировала Елена Пархонина, операционный директор «Гедеон Рихтер Фарма».
По ее мнению, очень важно привить женщинам культуру заботы о себе, именно поэтому компания ежегодно проводит социальный проект «Неделя женского здоровья», цель которого — напомнить россиянкам о важности профилактических визитов к специалисту по женскому здоровью.
Еще одна причина отказа от материнства в ближайшие годы – возраст. Среди всех опрошенных россиянок в возрасте от 18 до 45 лет более трети считает свой возраст неподходящим для рождения ребенка в обозримом будущем (36%). Наибольший процент таких женщин был зафиксирован в возрастной группе 35-45 лет — половина опрошенных считают этот возраст неподходящим для рождения ребенка.
Как материнство связано с женским счастьем?
Рождение ребенка респондентки каждой из возрастных подгрупп ассоциируют в первую очередь с ответственностью за его жизнь и здоровье (65% всех опрошенных). Однако это уравновешивается счастьем и радостью от появления малыша (58%), обретением смысла жизни в ребенке (32%) и ощущением полноценности семьи (30%). Женщины, не имеющие детей, предполагают, что рождение ребенка принесет им радость (51%), но вместе с тем ограничит их интересы в пользу интересов ребенка (23%), наложит дополнительное материальное бремя (24%), а также может негативно сказаться на их здоровье и внешнем виде (13%).
Тем не менее, российские женщины счастливы быть мамами – 92% из них выбрали оценку от 7 до 10 по шкале удовлетворённости материнством, причем 46% поставили максимально высокую оценку – «10 – абсолютно счастлива».
Исходя из распределения ответов всех россиянок, наиболее распространенными слагаемыми женского счастья, в представлении опрошенных, является семья (крепкая, дружная, большая) и дети. Эти варианты разделили первую строчку и были названы практически каждой пятой участницей опроса. Следующими по популярности составляющими счастья идут благосостояние (отметили 16% опрошенных), здоровье близких (15%) и гармония в отношениях с партнером/супругом (15%). Каждая десятая опрошенная говорила о невозможности быть счастливой без самореализации, работы или дела, приносящих удовольствие, ощущении себя любимой.
«Неделя женского здоровья» – социальный проект фармацевтической компании «Гедеон Рихтер». Он направлен на формирование у российских женщин культуры заботы о своём репродуктивном здоровье, а также их информирование о необходимости регулярного посещения специалиста. Как показал другой опрос, 93% россиянок в курсе, что ходить на профилактические осмотры нужно не реже одного раза в год, но на практике большинство ждет «пока заболит». Ранее Medialeaks публиковал истории женщин, которые сумели сознательно изменить свой подход к здоровью, чтобы жить ярче и счастливей.