Журналист и видеоблогер Юрий Дудь выпустил новый документальный фильм — на этот раз о смертоносном вирусе. В России им заражены больше одного миллиона человек, это число растёт так же быстро, как в бедных странах Африки, а больные сталкиваются с постоянной дискриминацией и отторжением. И многие уже поблагодарили Дудя за выбор темы, ведь ВИЧ для нашей страны куда страшнее коронавируса.
Документальный фильм «ВИЧ в России — эпидемия, про которую не говорят» вышел на ютуб-канале «вДудь» 11 февраля. И, как следует из названия, он посвящён эпидемии, которую в нашей стране обсуждать не принято, говорит Юрий Дудь в самом начале выпуска. А говорить о ней нужно как можно больше, ведь статистика у заболевания пугающая.
Многие думают, что эта болезнь осталась где-то в 90-х и точно не добралась до эпохи высокоскоростного интернета. Но это не так. В России живет более 1 миллиона человек с ВИЧ. В 2019 году в России умерли от СПИДа 37 тысяч человек, в среднем это 100 в день. По количеству новых заболеваний ВИЧ Россия сравнима — и в это действительно тяжело поверить — с некоторыми странами Африки.
В почти двухчасовом видео Юрий Дудь беседует с ВИЧ-положительными людьми и их родственниками, с врачами, журналистами и активистами, которые активно занимаются помощью инфицированным и больным.
В первую очередь речь шла о том, как не заразиться вирусом. Например, ВИЧ-положительный журналист Антон Красовский показал, как пользоваться тестом по слюне и с какой периодичностью его нужно проходить — даже при отрицательном результате это лучше сделать через полгода.
Там очень простая инструкция: смысл в том, чтобы обычный человек всё понял. Точность ровно такая же, как на тестах на кровь — 98 процентов. Два процента — это если ты инфицировался, например, вчера, и у тебя серо-негативный период.
Объясняя, как защитить себя от вируса, Красовский настолько увлёкся, что своим монологом заворожил даже Дудя — это очень точно подметили в твиттере. Речь в этом монологе шла о том, что контрацепция обязательна, и его лучше посмотреть целиком.
Жить надо так, чтобы на тебя смотрели так же, как Дудь на Красовского в монологе про [презервативы].
Но даже если человек ВИЧ-инфицирован, он имеет все шансы вести обычную жизнь. Кроме того, сам по себе ВИЧ не убивает человека: смертельно опасна следующая его стадия, СПИД. Один из героев фильма показал, как ежедневно принимает терапию — таблетки, которые позволяют ему держать болезнь под контролем. А другие гости Дудя подтверждают, что терапия позволяет не только жить самому, но и не заражать других и даже заводить здоровую семью.
— Почему тебя это [болезнь партнёра] не смущало?
— Потому, что я знала, что человек, принимающий регулярно и ответственно терапию, не может передать вирус дальше. <…> Поначалу мы не планировали детей, а дальше, когда [решили]: «чего бы не родить», ещё информация. Человек, принимающий терапию, не может передать вирус дальше. А даже если бы у меня был ВИЧ, и я принимала терапию, я бы не могла передать его ребёнку.
Кроме того, Юрий Дудь встретился с женщиной из хосписа, у которой ВИЧ перешёл в СПИД. Она рассказала, что причина такого исхода — «халатное отношение к своему здоровью». А другие герои документалки очень много и честно говорили о том, что к заражению их привело употребление наркотиков.
Но помимо предостережений часть фильма посвящена сложностям в жизни ВИЧ-инфицированных, которые не связаны с самим вирусом напрямую. Речь идёт об отношении людей: героиня из хосписа рассказала, как её подругу с положительным статусом отказывались лечить стоматологи — все, кроме одного.
Приходишь к врачу — он надевает трое перчаток, он надевает две маски, он смотрит издали. <…> Всем ВИЧ-инфицированным очень нужна поддержка, моральная. Потому что ВИЧ называют болезнью нервов — чем сильнее ты нервничаешь, тем быстрее у тебя падает имунная система. Соответственно, если от человека перестанут шарахаться, если он будет чувствовать себя нормально в социуме… Ему будет намного легче. Мы не прокажённые, мы, по сути, такие же, как вы.
Но основной посыл фильма в том, что, несмотря на опасность болезни и масштабы эпидемии, с ВИЧ можно жить. Так Дудю прямо рассказали его приглашенные гости.
— Если бы Фредди Меркьюри заболел сейчас…
— Он бы жил вообще, блистал бы и собирал полный [стадион] Уэмбли.
Расследование про ВИЧ — не первый выпуск «вДудя», отличающийся от обычного формата. Его шоу гораздо более узнаваемо в виде интервью, хотя не все из них можно назвать удачными (как, например, выпуск с Дмитрием Киселёвым). Но масштабные и серьёзные расследования Дудя тоже привлекают много внимания, например, двухчасовой фильм про Колыму или специальный выпуск к годовщине Беслана. Правда, внимание это не всегда положительное, ведь его формат слишком длинный, а трагедии давно пора оставить в прошлом, если верить Артемию Лебедеву.