Как город бесов остался без супрематического креста. Или злоключения граффити Покраса Лампаса в Екатеринбурге
«Супрематический крест» в своём первозданном виде так и не вернётся на площадь в Екатеринбурге: уличный художник Покрас Лампас решил не приезжать в город после того, как навлёк на себя гнев православных активистов. Арт-объект всё ещё обещают восстановить. Но для того, чтобы никого не обидеть, его придется переделать до неузнаваемости.
Уличный художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков) в начале июля нарисовал граффити под названием «Супрематический крест» на площади Первой Пятилетки в Екатеринбурге. Арт-объект отсылает к промышленной архитектуре города и русскому авангарду.
В крест вписана цитата Казимира Малевича:
Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу.
Форма креста, кстати, выбрана неслучайно: как объяснял художник, так исторически была выложена плитка на площади и он лишь повторил уже имевшиеся очертания.
Несмотря на то что стрит-арт не имел никакого отношения к религии, в соцсетях почти сразу стали появляться посты о том, что крест в любом его виде остаётся христианской святыней и не должен «попираться» ногами прохожих. Но возмущение верующих не успело набрать обороты: всего через несколько дней после того, как Покрас Лампас уехал из Екатеринбурга, его рисунок закрасили коммунальщики, сообщал портал E1.ru.
Тогда чиновники назвали это недоразумением и пообещали, что граффити восстановят. Для этого Покрас Лампас должен был снова приехать в Екатеринбург в конце августа. Однако незадолго до его приезда оказалось, что некоторые екатеринбуржцы очень не хотят, чтобы «Супрематический крест» был восстановлен.
25 августа православные активисты устроили акцию протеста на площади Первой Пятилетки. Люди выстроились так, что из надписей на их футболках сложилась фраза «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
Некоторые демонстранты заявляли, что их раздражает инородное искусство.
Здесь все нормально жили, здесь дети смотрят салют, а ты тут черноту свою развёл. Я что, своих детей в эту черноту должен вести? Напиши по-русски, что ты хочешь выразить. Что ты эти иероглифы здесь нарисовал?
А один протестующий предложил вариант альтернативных граффити:
Я за то, чтобы здесь просто всё покрасить в один цвет. Никаких арт-объектов, просто всё одним цветом, чтобы никто не топтался по святыне. Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу (площадь) кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет арт-объект. Прозвенит на всю Россию! Я готов сесть в тюрьму.
После этого Покрас Лампас решил перенести свою поездку в Екатеринбург на неопределённый срок. Он заявил, что сейчас она только обострит конфликт, а ему этого не хочется. При этом художник подтвердил, что граффити в ближайшее время будут восстановлены и никаких серьёзных изменений в них вносить не будут.
Уходить в историю, что мы закрашиваем работу, уже неправильно. Любые радикальные изменения будут отрицательно восприняты широкой аудиторией. Мы будем искать вариант, который будет учитывать не только интересы небольших групп населения, но и в целом интересы города.
Однако чуть позже организаторы фестиваля Stenograffia, в рамках которого Покрас Лампас нарисовал свои граффити на площади, дали понять, что биться за «Супрематический крест» не собираются.
Мы понимаем, что есть возможность уйти от креста, не потеряв эстетические качества работы, и это сразу снимет проблему православного сообщества. Если, конечно, не дойдёт до совсем накалённой ситуации и нам не дадут ничего сделать на этой площади. Такую ситуацию мы тоже рассматриваем.
Граффити из Каменск-Уральского просуществовали ещё меньше времени, чем работа Покраса Лампаса, хотя никакого религиозного подтекста в них не было. Зато были первые лица государства в виде карточных королей.
А в Австралии власти, наоборот, защищают арт-объекты от возмущённых граждан: мужчина, испортивший мурал с Джорджем Майклом из религиозных соображений, даже попал под суд.