Технологии из «Мира Дикого Запада» существуют. Эксперт рассказала об алгоритмах, умеющих предсказывать судьбу
Эксперт по сбору данных проанализировала третий сезон сериала «Мир Дикого Запада» и возможности искусственного интеллекта, придуманного сценаристами. Фантастическая технология пугает зрителей способностью предсказывать будущее, но на самом деле похожие алгоритмы существуют в реальности и уже активно применяются без нашего ведома. Осторожно, дальше спойлеры.
В эпизоде сериала «Мир Дикого Запада» под названием «Отсутствие поля» герой Аарона Пола (Калеб Николс) узнаёт, почему его не берут на работу. Оказывается, огромный шарообразный компьютер с библейским именем Ровоам (названный в честь сына Соломона, первого царя Иудеи) использует алгоритм, который прогнозирует жизнь человека с рождения до его смерти. Зная все детали жизненного пути персонажа, работодатели решают не рисковать и отказывают ему.
Журналисты издания Gizmodo выяснили, что похожие алгоритмы уже существуют в реальности и попросили эксперта по сбору данных и конфиденциальности Шошану Водински рассказать, для чего они созданы и как работают.
Для начала Водински объяснила, что представляют сейчас из себя алгоритмы прогнозирования.
Алгоритм прогнозирования собирает информацию о ваших предыдущих действиях, например, о том, что вы купили или какие приложения скачали, и использует это, чтобы сделать «прогноз» о вероятности того, что в будущем вы сделаете что-то похожее.
В качества примера Водински рассказала, как работает похожий алгоритм, созданный стриминговым сервисом Netflix. Предположим, человек любит мультфильмы и смотрит на платформе только их. Алгоритм прогноза на основе его предпочтений будет предлагать ему другие похожие анимационные фильмы, которые с большей долей вероятности он посмотрит. То есть в этом случае можно не ожидать, что Netflix начнёт предлагать ему посмотреть, к примеру, ситкомы.
Всю необходимую информацию для алгоритмов искусственный интеллект собирает с наших устройств: смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевизоров и всего, что так или иначе соединено с интернетом.
Все эти вполне реальные вещи, которые многие из нас используют ежедневно, постоянно собирают информацию о вас, основываясь на разного рода поведении в интернете, и рассылают её тысячам третьих лиц, а не только Facebook и Google, — объясняет Водински.
В понятие «поведение» входят онлайн-поиски, содержимое корзин в интернет-магазинах, ключевые слова, которые люди используют в своих переписках в сообщениях и почте, и информация о местоположении. Даже приложения, которые вы скачали и не стали использовать, могут собирать информацию о вас.
Прогнозирующие алгоритмы чаще всего служат для целей маркетинга. Их главная задача — продать продукт. Например, чтобы понять, как заставить человека купить новую версию игры Animal Crossing, маркетолог должен узнать, какой тип людей будет заинтересован в таком предложении, то есть изучить клиентов с помощью алгоритма прогноза.
Профиль потенциального покупателя может состоять из множества разных критериев, включая его возраст, этническую и гендерную принадлежность, размер дохода и даже семейное положение. Всю эту информацию алгоритм прогноза использует, чтобы правильно продать товар целевой аудитории, в том числе и в будущем.
По словам эксперта, в некоторых случаях, алгоритмы прогноза используют для того, чтобы вовремя предложить человеку новый товар, когда так называемый срок годности предыдущего закончится. К примеру, можно отследить, как много и насколько интенсивно человек играет в одну игру, чтобы потом на основе этого предположить ему новую альтернативу, когда он доиграет последний раунд в нынешней.
Также алгоритмы прогноза используют для социальной оценки человека. В Китае уже тестировали «Систему социального кредита», в которой людей ранжируют на основе их публичного и онлайн-поведения. В зависимости от того, насколько хорошо человек себя проявляет и как обстоят дела в разных сферах его жизни, увеличиваются или уменьшаются, например, его шансы получить работу.
Помимо этого, информация «Системы социального кредита» может стать основой для блокировки кредитной карты человека для покупки билета на транспорт или для ограничения интернета. Похожую сеть, по словам Шошаны, стали использовать и в США, правда, пока в небольшом количестве.
В будущем маркетологи будут предлагать рекламу людям, основываясь на «оценке желаемости» или «оценки жизнеспособности» того или иного человека, рассказала Водински. Такие оценки будут зависеть от разных достижений человека за всю его жизнь, включая образование, доход, криминальную историю и историю покупок. Всё это будет нужно, чтобы оценить, насколько человек сможет стать покупателем того или иного бренда.
Это немного отличается от ситуации в Китае или «Мире Дикого Запада», но не настолько сильно, как кажется, — добавляет эксперт.
Рассуждая о том, ожидает ли нас та же участь, как героев сериала, чья жизнь заранее предрешена искусственным интеллектом, Водински говорит, что к такому сценарию стремятся многие технологические компании.
Сейчас в этой области есть более семи тысяч компаний, которые пытаются монетизировать каждую секунду каждого дня. Возможность делать это ещё до того, как вы проснетесь? Для них это мечта, — заключает она.
Технологии действительно начали узнавать о нас слишком много, а власти этим пользоваться. В правительстве Москвы планируют использовать систему распознавания лиц и данные сотовых операторов, чтобы следить, как жители города соблюдают карантин.
Другой пример тотальной слежки можно встретить в США, где хакеры слили в Сеть программу, с помощью которой якобы можно отключить интернет и следить за людьми.