Если бы у бабушки был бюджет. Как российские фильмы провалились в летнем прокате и почему о них никто не знает
Российское кино этим летом похоже опять провалилось. Из фильмов с господдержкой окупились только четыре, включая свежую комедию «Бабушка лёгкого поведения» с Александром Реввой и Киркоровым. Минкульт и эксперты винят в неудаче плохое продвижение, мол, не умеют пока наши кинокомпании в маркетинг, да и денег им дают мало. Зрители же уверены, что дело не в плохом продвижении, а в том, что само кино плохое. При этом в той же Бурятии без государственных денег умеют снимать фильмы, которые в российском прокате окупаются в первые же дни.
Из вышедшего этим летом российского кино прибыль получил лишь один фильм — «Бабушка лёгкого поведения» с Александром Реввой. Комедия собрала 130 миллионов рублей при бюджете 90 миллионов, сообщает «Коммерсантъ». Причина провала других фильмов в том, что их слабо продвигают, считает глава Минкульта Мединский.
Почему рост доли российских фильмов находится в противоречии с содержанием? Какой смысл снимать фильмы, которые никто не видит? У нас провальный сезон. Вышел фильм «Холодное танго», плохо прошёл. Или «Большой» — прокатался неплохо, но мог бы собрать больше.
Картина «Холодное танго», о которой говорит Мединский, вышла в прокат 22 июня 2017 года. Фильм режиссёра Павла Чухрая («Вор», «Водитель для Веры») рассказывает историю любви, развернувшуюся во время Второй мировой войны. Картину зрители встретили холодно, а Чухрая на «Кинопоиске» в рецензиях обвинили чуть ли не в оправдании нацизма и заказном очернении СССР. В итоге фильм «Холодное танго» при заявленном бюджете в 250 миллионов рублей собрал 24 миллиона.
«Большой», который «неплохо прокатился» с 11 мая, снял режиссёр Валерий Тодоровский («Стиляги»). Картина рассказывает о превращении начинающей танцовщицы из провинции в приму Большого театра.
В отличие от «Холодного танго», танцы балерины из маленького шахтёрского городка критики встретили достаточно тепло. А некоторые зрители с сожалением отметили то, что вскоре скажет Мединский.
Грустно, что выход «шедевров» наподобие «Притяжения» Бондарчука обставляется со всей возможной помпой, тогда как такие картины, как «Большой» Тодоровского, выходят довольно скромно. В итоге о «Большом» я узнала практически случайно, — пишет зритель на сайте «Кинопоиск».
В итоге сборы у «Большого» — 234 миллиона рублей при бюджете в 370 миллионов рублей.
Помимо не взлетевших фильмов, упомянутых Мединским, прошло мимо кассы и зрителя и другое российское кино. Оказывается, летом 2017-го российский кинематограф представил более десятка лент. Среди них есть признанные даже на международном уровне фильмы, например «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (сборы 97,3 миллиона рублей в России). Есть и картины, о которых мало кто слышал, а посмотревшие их зрители говорили, что лучше бы никогда о них не узнавать. Приводим примеры.
«Я любить тебя буду, можно?» Фильм о паре, которая живёт вместе, но он так и не делает ей предложение, пока между ними не встаёт третий. Классический любовный треугольник от режиссёра Марии Ефремовой (в съёмках других картин не замечена). По данным «Кинопоиска», фильм посмотрели всего 880 человек, принеся чуть более 2 тысяч долларов. В отзывах зрители пишут, что выключить ленту хотелось уже на второй минуте.
Фильм «Тень» — об успешном бизнесмене, который не мог найти смысл жизни, пока не начал искать двойника девушки, увиденной им на старой фотографии. Снял его советский и российский режиссёр Дмитрий Светозаров («Прорыв», «Псы»). Картина, вышедшая в июле, принесла создателю чуть больше 5 тысяч долларов при бюджете в 200 тысяч евро. На «Кинопоиске» при этом зрители назвали фильм весьма смотрибельным, хотя высокого рейтинга он так и не получил.
Мистический фильм «Чёрная вода» от режиссёра Романа Каримова. История о том, как трое друзей решили отдохнуть в заброшенной деревне, при этом заночевав на старом корабле с дурной репутацией. Дальше объяснять, наверное, не надо. Картина собрала 279 тысяч долларов. Бюджет не указан. Зрители традиционно заявили, что российский хоррор снова снять не удалось, а многие отзывы и вовсе можно уместить во фразу «Что это было?»
Роман Каримов, кстати, этим летом выпустил аж два фильма. Вторая картина — комедия «Гуляй, Вася!», поддержанная «Фондом кино», — даже окупилась. Сборы — более 267 миллионов рублей при бюджете в 40 миллионов.
«Гуляй, Вася!» — один из четырёх фильмов с господдержкой, окупившихся в 2017 году. Остальные три — уже упомянутая «Бабушка лёгкого поведения» с Реввой и Киркоровым, а также фильмы «Притяжение» и «Невеста». Летние релизы «Блокбастер» и «Сказ о Петре и Февронии», также получившие поддержку от «Фонда кино», в прокате провалились.
Бюджет как у бабушки
На вопрос, почему они провалились, есть два ответа. Во-первых, по словам кинопрокатчиков, лето традиционно считается временем голливудских блокбастеров, поэтому российские режиссёры откладывают потенциально выгодные фильмы на попозже. Во-вторых, как упомянул министр культуры, фильмы перед прокатом получают слабое продвижение. С этим мнением согласился и источник «Ъ» в одной из крупных киносетей. По его словам, кинопрокатчикам приносят ленты, у которых даже нет подписчиков в соцсетях. Неудивительно, что никто их не приходит смотреть. Он же добавил, что при распределении госсредств на кино кассовые сборы и окупаемость «вообще не существуют как параметр этого бизнеса».
Гендиректор Первого канала Константин Эрнст при этом на заседании «Фонда кино» пожаловался, что деньги в России на создание фильмов по-прежнему выделяют «ничтожные».
По мнению присутствовавшего на коллегии гендиректора группы Rambler&Co Александра Мамута, кинокомпании просто не умеют правильно продвигать картины. Вернее, делают это с помощью устаревших средств, например, традиционных СМИ, и слишком поздно — за пару недель перед премьерой.
При этом, по данным Kinodata.pro, последний раз летом российский фильм окупался в 2015 году — это была малобюджетная бурятская драма «Решала 2» от местной кинокомпании «БайкалКино». Картина собрала в прокате больше 27 миллионов рублей. На создание было потрачено всего 7 миллионов рублей. Сколько из них было вложено в продвижение, авторы картины не говорят. Но сколько бы ни было, этого, по словам создателей, хватило, чтобы напечатать плакаты, устроить продвижение на радио и в соцсетях. В итоге фильм окупился в первые же дни проката. Несмотря на то, что параллельно шли голливудские блокбастеры.
Если одни представители кинобизнеса жалуются, что им не хватает бюджета, то других российских режиссёров отсутствие денег не страшит. Наверное поэтому они начинают искать себе сотрудников бесплатно, как, скажем, Сарик Андреасян. При этом провалы бывают не только у российских режиссёров, но и у Голливуда. Буквально на днях фанаты разнесли компанию Warner Brothers за анонс фильма о Джокере и его становлении как злодея.