Россиянка Светлана Чалова посвятила подписчиков в неведомые горожанам премудрости деревенских похорон. О том, что после смерти случается с сельским человеком, она рассказала в твиттере, а заодно уточнила, как класть на покойника блины, когда исполнять фристайл и куда после изматывающих обрядов складывать родственников усопшего.
Пользовательница твиттера Светлана Чалова, пишущая под ником Цветочек, запустила на своей странице тред, посвящённый похоронам в деревне. Оказалось, россиянам всё ещё не чужды похоронные обряды, которые на фоне деревенской инфраструктуры претерпевают необычные метаморфозы.
Для начала, по словам Светланы, с телом усопшего разбираются его родственники и друзья, которые после всех хлопот не прочь прилечь рядом.
Конечно, никаких ритуальных залов в деревне нет, поэтому гроб с покойником стоит как минимум сутки (а иногда и двое) в доме. Родственники постоянно находятся рядом. В итоге выматываются так, что их потом можно вместе с покойником закапывать.
Особым ритуалом становится посещение усопшим бани. Разумеется, силами скорбящих родственников.
Перед укладкой в гроб тело моют/одевают женщины из близких родственников или знакомые. Да, в деревне реально тащат труп в баню. Если труп забирают в морг — перед этим его как минимум тряпочкой протирают. Не спрашивайте зачем, ТРАДИЦИЯ.
Светлана не уточнила, нужно ли топить баню перед омовением усопшего. Вместо этого она поделилась любопытной информацией о способах хранения тела. Осторожно! Возможно, после этого твита вы не сможете есть некоторые продукты.
В нашей деревне в дом к покойнику обязательно приглашают бабушек, которые поют у гроба песни. По идее, это какие-то молитвы, но как-то на похоронах родственника я услышала песню о море, корабле и волнах. Вот эти приглашённые бабушки — они вообще главные распорядители похорон. Сразу говорят, что родственники сделали не так, и исправляют. Например, могут [кинуть] на лицо покойнику блин (чтобы лицо не испортилось).
В связи с этим потенциальному деревенскому покойнику будет не лишним заранее распорядиться о некоторых обстоятельствах похорон.
Вместо блина вам могут предложить монеты на глаза. Так что, если надумаете умирать в деревне, заранее договоритесь, что вам положить на [лицо] — блинчик или деньги.
После того как бабушки вступают в дом с покойником, следует быть настороже. Особенно если не хотите, чтобы вас обсуждали всей деревней.
Выражать горе надо громко. Когда умерла мамина тётка, то потом деревенские очень осуждали её дочь, потому что она якобы не плакала совсем (она просто сдержанный человек). Поэтому убиваться и рыдать, даже если покойному было 120 лет, — обязательно.
Отдельное распоряжение есть и насчёт детей. А ещё ковров, платков, зеркал и любой домашней утвари, которая хоть как-то будет связана с похоронами.
Детям бабушки советуют подержаться за ботинки покойника — чтобы он не снился и не пугал. Ковёр, на котором стоял гроб по пути на кладбище (если его везут на грузовике), должен стоять в комнате, где спал покойник, 40 дней. Бабушки строго запрещают стирать чёрные платки, в которых ходят на похороны — это к новому покойнику. Вон Маринка постирала свой платок, а у неё брат умер. Вообще примет, связанных с похоронами, слишком много. Не закрыли чёрной тканью зеркала — покойника будете видеть. У покойника рот открылся — заберёт за собой кого-то.
Впрочем, насчёт детей утверждение спорное. Светлана уточняет, что на похоронах могут впечатлить совсем иные вещи, чем боязнь снов о мертвецах.
На моих первых похоронах (в 5 лет) я была немножко в [шоке] от всего. Ну, типа, где бабуля, почему все воют, почему варят кисель. На поминках напротив меня посадили бородатую беззубую старуху. Вот она мне ***** долго потом снилась, а не бабуля, за ботинки которой я не подержалась.
После похорон настаёт время поминальных обрядов, и в деревне их ничуть не меньше, чем похоронных суеверий. Зато скорбящие как минимум получат небольшой презент или, как ни странно, повод посмеяться.
На поминках дарят подарки всем пришедшим. Это могут быть носовые платочки, но последний раз в деревне нам подарили кружки. Поздравляем, ваша тётка скончалась!
Как-то на похоронах родственника одна из бабок забыла слова похоронной песни и начала фристайлить. Это было так нелепо и очевидно, что не ржал только покойник.
О блинах мы вас предупреждали. Однако на деревенских похоронах от них будет не так уж просто отделаться.
Поминальное меню изменениям вообще не подлежит. Это кутья, лапша, блины, жаркое, каша, пироги. Перед обедом каждый должен съесть блин с мёдом. Но если вы хоть раз видели блин на лице покойника, то сделать это очень сложно. Если поминки в пост — всё меню постное.
Неудивительно, что из-за обилия ритуалов на деревенских похоронах могут возникать споры о правильности их исполнения.
Как-то две бабки [разругались] у гроба из-за разных представлений о традициях. Одна говорила, что крест с покойника надо снять, потому что крест в землю не закапывают. Вторая орала, что ничего нельзя из гроба доставать, потому что вообще все умрут тогда.
Настоящее столкновение культур было на похоронах моей бабушки-татарки. Я думала, что родственники с обеих сторон поубивают друг друга быстрее, чем решат, по каким обычаям хоронить и поминать. Но, слава богу, у нас был дедушка-еврей, который разрешил всем делать всё, что угодно.
Впрочем, Светлана отметила, что именно на деревенских похоронах можно увидеть настоящие помощь и взаимовыручку.
О хорошем. В деревнях все друг друга выручают. На похороны часто скидываются, приходя в дом покойника — дают семье деньги (сколько кто может). Если поминки в доме, то соседки делят обязанности: кто-то готовит кашу, кто-то блины. Взаимовыручка просто огонь, на самом деле.
В случае с учёными рассказы о мертвецах и без похорон нагоняют на окружающих суеверный ужас. Исследователи разных сфер науки рассказали, как часто в обычной жизни их могли принять за маньяков. Особенно когда их ноутбуки забивались пылью костей или им требовался нож для резки зубов. Эти ребята всё ещё среди нас.
О том, как жизнь сменяется смертью, одна мама поведала своим детям при помощи бабочки и собаки. Никаких картинок в энциклопедиях, только пример реального хардкора, за который семья могла поблагодарить пёселя.