Совладельцы «Столовой №100», которая прославилась своим блогом, рассказали о том, кто занимается написанием текстов для соцсетей и как появился оригинальный стиль, который в итоге сделал их знаменитыми на всю страну.
На прошлой неделе бюджетная астраханская «Столовая №100» прославилась на весь фейсбук, а потом и на всю Россию, после того как о ней сначала написала журналист Алина Фаркаш, а потом десятки популярных блогеров и изданий, от «Медузы» и «Кольты» до «Комсомольской правды». Многие интересовались, кто же стоит за необычными текстами о банальных котлетах и кто этот директор, которого на сайте, пусть в шутку, зовут «чёрт с рогами».
Здание «Столовой №100» в Астрахани
В понедельник 28 марта совладельцы столовой раскрыли своё инкогнито. Фотография партнёров — Алексея Серебрякова (справа) и Сергея Капустина — появилась в Facebook на странице компании. К фото прилагался комментарий:
«Нам сообщают, что „Столовая №100“ славно прославилась и теперь читаема во всех уголках России. Даже не знаем, что и сказать. Мы почему-то были всегда уверены, что Россия овальная и как таковая углов не имеет. Но нам пояснили, что когда русские конкистадоры шарахались по окрестностям, возникла и потребность в углах, чтобы было куда приобретённое шараханьем добро сносить. Поэтому исторически сложилось так, что большинство уголков России находится в Москве».
Пост выдержан целиком в том же ключе, что и новости и описание меню в столовой.
«Оттуда же просят прислать и фотографическую карточку, в частности для живого уголка, там тоже интересуются. Сильвупле. Мы тут же надели лучшие костюмы, директор уделил даже перстень на большой копирайтеровский палец из своей коллекции (поцеловал через платок и сказал: „Ну, с Богом, не забывай однако же, каналья, мою доброту и вернуть не позабудь“), и пошли. Вот она, карточка-то».
Директор столовой, Алексей Серебряков, в своём фейсбуке специально указал, что автором текстов является его бизнес-партнёр, Капустин.
«Дорогие мои френды и подписчики, хочу разрушить ваше заблуждение на мой счёт. Тексты для „Столовой №100“ пишет Капустин Сергей Борисович — мой друг и компаньон».
Журналисты «Моего района» тут же отыскали обоих и поговорили о том, как так получилось, что обычная городская столовая с супами по 20 рублей за тарелку стала искромётным юмористическим блогом. Самой столовой уже 10 лет, но полноценный сайт с анонсами меню и новостями компаньоны решили открыть только в ноябре 2013 года. Так сложилось, что Серебряков отвечал за «циферки», а Капустин за «буковки» и «хорошее настроение».
Алексей Серебряков в собственной столовой девять лет назад
Сначала ставили демотиваторы и фотографии накладных с солёными огурцами в придачу, успех также имела фотография Казанского ОМОНа, который заезжал на обед, и в конце концов Капустин решил оживить сайт текстами, напоминающими одновременно Ильфа и Петрова, Зощенко и Хармса. Посты привязаны к историческим датам или значительным событиям в жизни столовой, или к тому и другому одновременно. Вот, например, как начинается текст, опубликованный сегодня:
«Сегодня 28 марта и русские люди празднуют день основания Большого театра. Это и понятно: в конце концов, всё, что нам от старой русской жизни осталось, — это русская церковь, Большой и цыгане. И, конечно же, мы всем обществом отправились в Большой — посмотреть, потолкаться среди русской старины, и вообще нам и вправду надоело иметь дело с одними только цыганами. Поваров только оставили и посудниц, чтобы было кому круглосуточно работать».
Капустин по образованию историк, у него тоже есть фейсбук, и пишет он там исключительно в старой (до 1918 года) орфографии, с ижицами и ятями. Он придерживается правых убеждений и по стилю, что в фейсбуке, что на сайте столовой, напоминает не менее знаменитого своего коллегу Джона Шемякина, чей блог в последние годы читают десятки тысяч людей. Вдохновение Капустин черпает в русской классике:
«Слово „копирайтер“ я узнал из комментариев к нашей страничке. <…> К сожалению, я не профессионал и никогда не читал специальную литературу. Читаю русскую классику, кто её читает, тот поймёт аналогии в моих текстах».
Лёгкий стёб над директором — неотъемлемая часть стиля для столовой. Капустин и Серебряков знакомы с пятилетнего возраста, и дружеские подколы — это норма. Но фраза про «чёрта с рогами» всё равно не только развеселила пользователей соцсетей, но и удивила своей либеральностью. Капустин объясняет:
«Во-первых, он действительно „чёрт с рогами“, это раз. Во-вторых, мы знакомы уже сорок лет. За это время он от меня такого наслушался, что в целом ему уже ничего не страшно. Нам по 45 лет. Расставались за это время лишь дважды — сперва он уехал служить на Урал, потом кирзовые сапоги надел я. А так мы всегда вместе. С десяти лет вместе ходили в музыкальную школу».
В ответ Серебряков тоже не стесняется и оперирует «разными прилагательными», как говорит Сергей Капустин.
«Я чувствую себя крошкой Цахес — неловко от свалившихся комплиментов. Но на работе мне не дают забыть, кто я такой. Тоже оперируют эпитетами. А прилагательные, как понимаете, бывают разными — на совещание меня сегодня искали по офису так: „Где этот чёртов виртуоз слова?“.
Юмор в соцсетях и на сайте столовой, с одной стороны, действительно виртуозный, а с другой — вполне понятный самой широкой аудитории, а вот многим из пользователей фейсбука, напротив, непонятный. Например, символ столовой — Женщина с веслом — загадочен для тех, кто не служил в армии, зато ясен для тех, кто служил: «вёслами» военнослужащие называют столовые ложки.
«Детям у нас нравится».
Столовая, по словам партнёров, не приносит им золотые горы — не намного больше миллиона рублей оборота в обычный месяц, и, поскольку большинство потенциальных гостей, как выразился Серебряков, «не сидят в фейсбуке, а работают», слава лучшего копирайтера вряд ли в ближайшее время сильно увеличит доход. С другой стороны, заведением уже якобы заинтересовалась программа «Ревизорро». Аноним предложил заплатить ему 20 тысяч рублей за точную дату визита Лены Летучей. Платить Алексей и Сергей не собираются, а блондинку ждут в гости всегда с удовольствием.