«250к за пост, пошла жара». Как живут и зарабатывают российские инстаграм-вайнеры с миллионами фанатов

Короткие видео с шутками на повседневные темы — вайны — обрели новую жизнь в российском инстаграме, где молодые блогеры с их помощью набирают миллионы подписчиков и зарабатывают серьёзные деньги. Блогеры, чей контент целиком строится на вайнах, появляются и становятся популярными очень быстро. Medialeaks пообщался с несколькими авторами вайнов о том, что делает их такими востребованными и как это влияет на их жизнь.

Что такое вайны?

Новое поколение популярных видеоблогеров появилось в российском инстаграме: молодые парни и девушки записывают короткие ролики, в которых обыгрывают повседневные ситуации. Формат вайнов, в прошлом успевший пережить рассвет и закат на YouTube, в инстаграме оказался очень востребованным.

Эти видео длятся меньше минуты и, как правило, посвящены распространённым типажам людей или действиям, которые в массовом сознании приписывают «типичным девушкам» или «типичным парням». Например, одно из недавних видео блогера Юрия Кузнецова, специализирующегося на таких роликах и набравшего уже 1,8 миллиона подписчиков, показывает типичные диалоги между мужем и очень подозрительной женой.

Ещё один очень распространённый формат — видео, показывающие разные типы людей. Например, типы студентов на выпускном, типы пар или, как в случае с Лиляной Кочконян (36,7 тысяч подписчиков), типы людей в спортзале.

Иногда, конечно, шутят и на актуальные темы вроде подорожания бензина. Вайнер Евгений Кулик (3,3 миллиона подписчиков) снял ролик, в котором вообразил недалёкое будущее, где вокруг канистры бензина будут разворачиваться целые криминальные драмы. Сам Кулик, кстати, известен не только по блогам, но и по ролям в кино, а также по пародии на «СтопХам», в которой он борется с качками.

Почему вайны так популярны?

Мнения о том, почему так много людей смотрит вайны, сошлись у нескольких собеседников Medialeaks. Эти ролики незамысловаты, но универсальны: их может посмотреть кто угодно, не вникая ни в какой контекст, но тут же увидеть знакомую ситуацию и короткую простую шутку. Об этом рассказали Игорь Жерносек (igorek.zhernosek, 8 205 подписчиков), Алёна Бородина (_alenkabord_, 7 511 подписчиков) и Ксения Черновских (ksysha_twen, 2 854 подписчика).

Во первых, все видео очень жизненны, плюс они имеют элемент юмора. А из-за того, что они короткие, они не напряжны. Не нужно долго вникать в суть, ждать развязки. Сразу, в течение минуты можно понять смысл — это людям и нужно по сути сейчас. — Игорь Жерносек

Читайте на Medialeaks: На крыше церкви застрял пёсик, и спасатели кинулись его вытаскивать. Вот только это оказался не собакен
Мне кажется, просто людям нравится смотреть, какие они со стороны. — Алёна Бородина

В мире и так много негатива, и чтобы себе поднять настроение, я лично захожу на [канал] своего любимого блогера и смотрю видео, мне поднимает это настроение, это интересно сейчас. — Ксения Черновских

Кто смотрит вайны в инстаграме?

Вайнер Илья Полянский с говорящим ником ivan_vodka_medved (у него 55,6 тысяч подписчиков) рассказал Medialeaks, что 70 процентов его аудитории — это девочки. Игорь Жерносек тоже считает, что аудитория вайнов в основном женская, хотя и мужчины постепенно начинают ими интересоваться. Большинство зрителей, по его мнению, молодые — до 25 лет.

Вообще мои видео ориентированы на более молодое поколение, до 25 лет, и в основном на девушек, так как именно их поведение я и пародирую. Но со временем мне стали писать и парни, говоря , что у меня неплохо получается. Теперь я хочу, чтобы мои видео оценивали и люди старше 25 лет. — Игорь Жерносек

Сколько времени нужно на съёмку вайнов?

Уже упомянутый Юрий Кузнецов помимо популярного блога с вайнами ведёт Telegram-канал, в котором периодически делится подробностями жизни современного инстаграм-блогера. Один из его недавних постов был посвящён тому, как он проводит свой день, и из этого текста можно получить представление о том, как распланирована работа у наиболее успешных вайнеров.

Но для других вайнеров видеоблоги — это только одно из нескольких занятий. Илья Полянский рассказал, что главная работа для него — в киноиндустрии.

Я пишу сценарии, продюсирую и снимаюсь в кино, в основном фестивальное. А вайны и видеоблог — это единственный интересный мне способ существования в соцсетях, потому что фотографирование еды меня не очень увлекает. — Илья Полянский

Много ли людей нужно для съёмки вайна?

Каждый из блогеров работает с теми людьми, с которыми ему удобнее всего. Для Ильи Жерносека это его оператор, для Ксении Черновских — подруга, которая иногда появляется в кадре и исполняет какие-нибудь роли. Но есть блогеры, которым комфортнее работать в большой команде, чтобы весь процесс получился максимально отлаженным.

У нас большая команда, и если даже её не хватает, другие вайнеры практически всегда готовы прийти на помощь, поэтому недостатка в людях нет. — Илья Полянский

Но есть и те, у кого получается всё делать самостоятельно. А других людей если и приходится использовать, то в качестве штатива.

Работаю я одна. Прошу друзей снять меня со стороны, если со штативом не получается. — Алёна Бородина

Легко ли снимать вайны?

Хотя вайны длятся меньше минуты, для кого-то их съёмки могут стать тяжёлым испытанием. Большинство собеседников Medialeaks сказали, что идей для видео у них много. Но срежиссировать всё так, как задумано, бывает нелегко.

Это очень тяжело. Свои идеи я придумываю сам, сам играю в них главную роль и хочу, чтобы всё вышло так, как хочу я. Но это не всегда получается, поэтому приходится по много раз переделывать, чтобы достичь желаемого. Очень часто не могу найти общий язык с оператором. Он мне и монтирует видео, но все эффекты выбираю я, сижу и ночами ломаю голову, и поверьте, всё равно в итоге то, что я хочу, не получается на сто процентов никогда. — Игорь Жерносек

Алёна Бородина соглашается с тем, что самое сложное — это реализация идей именно в том виде, в каком они появились первоначально.

Идей для роликов много, тяжелей всего снять, поэтому сказать, что это лёгкая работа, нельзя. Но и что тяжёлая — тоже. [К тому же] большинство друзей тоже хочет поучаствовать в этом. — Алёна Бородина

А вот Черновских уверена: главное, чтобы во время съёмок всё происходило так же естественно, как в жизни, и тогда сложностей не возникнет.

Всё, что происходит в моих видео, — всё это происходит в нашей жизни, я просто включаю камеру вовремя, мы ничего абсолютно не придумываем. — Ксения Черновских

 

Как меняется жизнь у вайнеров?

На первых порах съёмки вайнов могут принести человеку определённые сложности — в том числе в общении с окружающими. Начинающий вайнер Ксения Черновских рассказала, что с тех пор как она стала делать ролики, её круг общения даже несколько сузился.

Из друзей немногие принимают наше творчество, скажем так. — Ксения Черновских

Но те из блогеров, у кого уже есть сложившаяся аудитория, вполне довольны. По словам Игоря Жерносека, его часто стали узнавать незнакомые люди и их позитивное отношение сделало его жизнь приятнее.

Вообще моя жизнь поменялась в лучшую сторону. Я работаю в ночном клубе PR-менеджером, и там многие люди, которых я не знал, сами подходят, поддерживают, говорят, что я молодец, что у меня всё получится. На улице то же самое. Многие предлагают сфоткаться, хотя я не считаю себя звездой, у меня впереди ещё долгий и тернистый путь. — Игорь Жерносек

А Илья Полянский рассказал, что его узнают вообще постоянно — и блогер явно не против.

Меня постоянно узнают на улице, любые возраста — от школьников до гаишников. Сегодня в интернете уже сидят все, а юмор всегда актуален и активно пересылается, поэтому каждый второй меня видел хотя бы раз. — Илья Полянский

Сколько зарабатывают вайнеры?

Превратить съёмки коротких роликов в основной вид работы помогают высокие доходы от рекламы. Конечно, достичь их удаётся далеко не всем. В одном из постов в своём Telegram-канале Юрий Кузнецов рассказывал о заработках инстаграм-блогеров, которые напрямую зависят от количества подписчиков. В этом тексте он не концентрировался именно на вайнерах, но получить общее представление о сфере он позволяет. Например, блогеры, у которых меньше сотни тысяч подписчиков, по словам Кузнецова, не могут рассчитывать на дорогостоящие рекламные посты, а часто и вовсе вынуждены довольствоваться бартером. Впрочем, стоит учитывать, что в течение месяца рекламных постов у одного блогера может быть много.

А вот доходы блогеров с действительно большой аудиторией, по словам Кузнецова, очень впечатляющие и сильно превышают даже зарплату многих руководящих работников в частном бизнесе. Доходы блогерши и певицы Ольги Бузовой (13 миллионов подписчиков) вайнер оценил в миллион рублей в день.

Слова Кузнецова во многом сходятся с тем, что рассказали собеседники Medialeaks. Ксения Черновских, обладательница наименьшей среди них аудитории (2 800 человек), рассказала, что пока не получает никакой прибыли от своих видео. А вот Алёна Бородина при 7 500 подписчиках постепенно начинает помогать с продвижением другим блогерам, но пока за довольно низкую плату: рекламная история у неё стоит 100 рублей, пост — 300. Игорь Жерносек успел зайти дальше по пути монетизации — своим 8 200 подписчикам он готов показать рекламу, если за неё заплатят полторы-две тысячи рублей.

Однако стоит учитывать ещё один важный момент, который не затронул даже Кузнецов в своём подробном посте. Съёмка видео почти всегда связана с затратами, и чем сложнее задумка, тем дороже получается ролик. Вот что рассказал Илья Полянский о том, каково покрывать затраты на съёмки, когда на тебя подписано 55 тысяч человек.

До тех пор, пока вы не наберёте определённое количество подписчиков, это не прибыльно, а скорее затратно. Для качественного вайна или видеоблога вам потребуется техника, оператор, локация. Конечно, всё не так серьёзно, как в кино, но тем не менее я трачу 10-15 тысяч рублей на съёмку одного вайна в инстаграм. [С окупаемостью этих затрат] бывает по-разному. — Илья Полянский

Вайнеры уже покоряют не только интернет-пространство, но и оффлайн. На прямой линии с Владимиром Путиным 9 июня вопросы президенту задавали вайнеры Гусейн Гасанов, Наташа Краснова, Артём Хохоликов и Андрей Глазунов, которых почему-то даже представили как лидеров общественного мнения. А совсем недавно вайны были явлением, пришедшим с YouTube, и многие считали их мёртвым жанром. Одна девушка даже придумала способ подарить им новую жизнь — делала ремейки популярных старых вайнов из бумаги.