Как съездить в Израиль, увидеть там всё и не потратить 200 долларов. Личный опыт редактора Medialeaks

Как съездить в Израиль и не потратить деньги. Опыт Medialeaks

Редактор Medialeaks отправился в Израиль в рамках проекта Таглит и провёл небольшой эксперимент над своим бумажником: можно ли остаться при деньгах, путешествуя по стране несколько дней в рамках программы «олл инклюзив», и настолько ли этот «олл инклюзив» полноценен. Спойлер: без денег остаться можно, но Таглит этого вам не позволит.

Несмотря на то что в Израиле живут несколько моих хороших знакомых, до недавнего времени я ни разу там не был. Для меня все связанные с этой страной рассказы ограничивались словами «пустыня» и «море» — кажется, они были фоном для всех местных развлечений. Будучи абсолютным экстравертом, я всегда держался в стороне от таких тихих мест. Но вот очередным редакционным заданием в Medialeaks стало «сгонять в Израиль и написать, что там есть интересного», так что в середине августа я упаковал чемодан и прыгнул на самолёт.

В начале поездки в моём бумажнике было 200 долларов. Я люблю транжирить деньги в поездках, а в Израиле, как вам скажет любой, тратить приходится много. Поэтому я решил поставить небольшой опыт — смогу ли я, никак себя не ограничивая, остаться при деньгах к концу трипа. Что-то вроде героя программы «Орёл и решка» в Израиле. 50 долларов в день на себя любимого, ни в чём себе не отказываю, поехали.

День первый: пустыня

Первый совет туристам — меняйте деньги заранее. Может быть, в аэропорту имени Бен-Гуриона и приемлемые курсы, но комиссия за обмен там не порадует. Так, 200 долларов в местном обменнике превратились в 691 шекель (с половиной).

По мнению туристов на многих форумах, аэропорт имени Бен-Гуриона обладает самой дотошной и скрупулёзной в мире службой безопасности — приезжие критикуют её, но я причин для негатива по этому поводу не заметил. Слухи о часовых допросах и досмотрах на паспортном контроле для меня так и остались слухами, при том что я проходил через кордоны как обычный турист, без пресс-карт и сопровождения. Хотя один мой друг рассказывал, что однажды их компанию задержали и допрашивали более трёх часов (да, это те самые слухи).

Защищённость аэропорта лезет в глаза только на рамках металлодетектора — внутри всё безмятежно. В первые же минуты пребывания там я столкнулся с группой жизнерадостных поющих и танцующих людей, чувствовавших себя совершенно свободно. И никакой полиции вокруг.

Безмятежность, говорю же. Если в Израиле везде так, это многое говорит о местном обществе.

Двести долларов — это деньги на мои собственные расходы, но вся поездка изначально была организована проектом Таглит. То, куда и как мы будем ездить в этом путешествии, определено организаторами программы, они же оплачивают нам жильё и предоставляют гида. Мы будем не полноценными участниками программы, а скорее наблюдателями, которые посетят несколько знаковых для истории Израиля мест и будут передвигаться маршрутом, схожим с маршрутами участников Таглита.

Окей, гугл, что такое Таглит. Это проект, который позволяет посетить Израиль бесплатно тем, у кого есть еврейские корни. Корни в данном случае — кровные родственники вплоть до прабабушек по материнской линии (в случае с отцом речь идёт о бабушке). Чаще всего в него попадают студенты, которым устраивают десятидневный трип по Израилю с посещением достопримечательностей в разных уголках страны — от крупных городов вроде Иерусалима и Тель-Авива до знаковых мест посреди пустыни.

Да, я тоже сначала подумал, что тут должен быть подвох — кому нужно бесплатно возить молодых ребят со всего мира по стране? В чём смысл, кто это вообще придумал и зачем? Об этом позже нам расскажет наш гид, и его объяснение звучит довольно логично.

Итак, на четыре дня я примеряю на себя роль парня с еврейскими корнями, который решил воспользоваться правом поехать «на Таглит», и при этом пытаюсь потратить 200 своих карманных долларов. Погнали.

Нас привозят на обзорную площадку у мемориала бригаде “Харэль” в Хар-Адаре. Немного милитаризма: бригада «Харэль» вошла в историю Израиля за свои достижения в войне за независимость страны и Шестидневной войне (по сути, тоже войне за независимость страны). Борьбы за независимость у Израиля в истории много, но эта площадка стала единственным местом боевых действий прошлого, которую мы посещали на Таглите. Надеюсь, у участников дела обстоят так же — рассказы о современных войнах меня никогда не радовали.

Площадка расположена близко к аэропорту и, кажется, по пути к любому городу из него, если не считать небольшого крюка. Но крюк того стоит — с башенки, похожей на летающую тарелку (о чём постоянно шутят гиды), открывается вид, ясно дающий понять, что из себя представляет Израиль.

Да, это будто огромная пустыня у моря, с прелестями которой местным жителям постоянно приходится бороться. Но каким-то образом им удавалось с ней справляться как тысячу лет назад, так и сейчас. И более того, евреи построили в ней цивилизацию уровня европейской. Но с ней мы встретимся позже — в первый день мы едем на ночёвку в лагерь бедуинов посреди пустыни.

По пути к лагерю я столкнулся с первыми тратами — аппетит привёл нас в придорожное кафе, основанное ливанцами. И с местной любовью к хумусу — его здесь действительно много, и подают его как на завтрак, так и на обед с ужином. Помимо него традиционный фалафель и куриный шашлык. Такой обед посреди дороги в Израиле обойдётся вам примерно в 100 шекелей. Чаевые включены в счёт.

Ну и ещё мороженое из магазинчика бонусом. 10 шекелей.

В лагерь бедуинов мы добрались к вечеру. Здесь мы впервые пересеклись с несколькими группами таглитовцев — все как один студенты на отдыхе, и, кажется, безмятежность местных передалась и им. Рассказы бедуина о его жизни у костра, плотнейший ужин (кус-кус, мясо нескольких видов и как минимум в пяти вариациях и снова хумус), а после всего этого можно заняться своими делами. Для нас это была ночная прогулка в пустыню. Кстати, обязательно окажитесь в пустыне вечером, и желательно компанией поменьше, а то и без спутников — тишина, безграничность пространства и подчёркивающий это ветер наводят на огромное количество мыслей.

А к концу первого дня у меня остался 581 шекель. Есть над чем работать.

День второй: Масада и Иерусалим

Ни с чем не сравнимое ощущение — встретить рассвет на руинах крепости Масада посреди пустыни. Но чтобы рассвет этот там встретить, вставать нам пришлось в 4:45 (обычно я ложусь часа в 2-3, так что для меня это было дополнительным испытанием). Но вот немного возни, короткая поездка, и мы у подножия горы, в которой выстроена крепость. А после небольшого подъёма и на самой горе. Узрите же.

На самом деле мы посещали крепость Масада не ради одного рассвета, а чтобы ещё и послушать истории гидов о том, как крепость оборонялась от неостановимых римлян. Достойная голливудской экранизации в стиле «коса на камень», но вам лучше слушать её на рассвете в этой самой крепости.

Далее мы позавтракали и отправились на Мёртвое море. Должен отметить, делать там туристу (да и не только) почти нечего, разве что принимать оздоровляющие процедуры. В воде быть долго нельзя, на солнце быть долго нельзя, нырять нельзя, плескаться нельзя и даже утонуть, как известно, там тоже нельзя. Шарики отобрали, никакого праздника. Но я воспользовался случаем и купил в местном магазинчике пачку Pringles, которую не видел в московских магазинах, бутылку Sprite, выбранную по тому же принципу, и зажигалку. Минус 35 шекелей.

Израиль не одной пустыней славен, и потому мы двинулись в Иерусалим. Первым разочарованием там для меня стала местная кофейня «для всех» — оказалось, они не готовят простейший латте. Его нет в меню, а в ответ на просьбу бариста просто налил больше молока в капучино. Я ни разу не кофейный гурман (они обычно латте не просят), но это было странно даже для меня. Возможно, причиной такой нелюбви к плебейским видам кофе стал местный климат. В Израиле вам скорее подадут крепкий кофе или очень сладкий чай, нежели молочные продукты, так как пить нужно много, а разводить коров в пустыне — дорогое удовольствие. Тем не менее в список расходов это попало (вместе с сэндвичем с тунцом). Минус 61 шекель.

Группам на Таглите оплачивают все логистические расходы, в том числе и гостиницу (кроме карманных). В Иерусалиме и Тель-Авиве мы останавливались в местах, в которых также останавливаются сами группы участников. Выбор иерусалимской гостиницы позволил нам не устать, пока мы ходили вечером в башню Давида и гуляли по городу.

Кстати, о башне Давида: это место стоит посетить любому, кто окажется в Иерусалиме (вне зависимости от того, Таглит это или нет), причём дважды, в дневное время и вечером. Потому что вечером древняя крепость силами световиков превращается в огромное полотно для видеопредставления — на её стены с множества проекторов транслируют видео, и при этом техники этого шоу учитывают особенности ландшафта. Получается как минимум что-то из этого.

После, поужинав пиццей с морепродуктами (здесь я снова смог потратить часть своих финансов — 50 шекелей) и посмотрев шоу в замке, мы остались предоставлены сами себе, и, разумеется, я воспользовался этим, чтобы выбраться в город на разведку и зайти куда-нибудь на стаканчик крика.

Крик, если вы вдруг не в курсе, это крафтовое пиво, а вкус и цвет у него такие, что маскулинным мачо стоит перестать читать заметку прямо сейчас. Так вот, крика в Иерусалиме я не нашёл, как и хипстерского бара, в котором мог бы выпить такой сноб, как я — по крайней мере, в центре города. В итоге лучшим выбором оказался, как ни странно, бар на той же улице, что и наша гостиница, а лучшим напитком там — «Карлсберг» из бочки, 29 шекелей. Таким образом, к концу второго дня у меня осталось 407 шекелей. Стоит поднажать.

День третий: Тель-Авив и тусовки

Утро мы начали с экскурсии по дневному Иерусалиму. Наш ждала прогулка по знаковым местам и местному рынку (15 шекелей за кофе со штруделем в кофейне у англиканской церкви и 10 шекелей за гранатовый сок). Затем отправились в Тель-Авив.

Одной из точек посещения было мероприятие для участников Таглита. Там были группы со всего постсоветского пространства (Таглит ведь работает по всему миру). Их собирают вместе, чтобы чуть больше рассказать о проекте и устроить концерт местной группы. Всё это на открытом воздухе в парке в центре города.

На вечеринке я разговорился с одной из таких участниц. Даша родом из Челябинска, ей 19 лет — все они прошли для неё в пределах родного города. Никаких поездок не только за границу, но и по России. Но вдруг выяснилось, что у неё есть родственники-евреи по отцовской линии, и связей с ними было достаточно, чтобы Даша попала на Таглит. Бесплатно и через пинки родителей, которые, вероятно, понимали, что для девушки из глубинки это может стать единственной поездкой за границу в жизни. А теперь у неё есть приятнейшие воспоминания, которые ей ничего не стоили. И фоточки в инстаграме, конечно.

После официальной части вечеринки (и предшествовавшего ей диджей-сета со всякой хитовой танцевальной музыкой) на сцену вышла группа Hatikwa 6 («Надежда 6», если переводить). Мне это название ничего не говорило, но, как я выяснил позднее, этот коллектив — израильский аналог «Ленинграда» в плане массовой любви и почитания поклонниками. Но при этом без матерщины и песен про водку. Разница менталитетов?

Вечером у меня освободилось время и я решил встретиться со свои старым другом Львом, который живёт здесь несколько лет. За разговорами о жизни в Израиле мы дошли до Средиземного моря, взяв по пути сладостей (минус 50 шекелей) в местной палатке. Кстати, советую любому отправиться на набережную ночью как минимум раз за поездку. Как минимум раз — потому что потом вы захотите вернуться. Так, к концу третьего дня у меня осталось 332 шекеля. Следующим вечером уже вылет домой, нужно что-то с этим сделать.

День четвёртый: где потратить деньги в Израиле, если вам это очень нужно

Самолёт вечером, а с утра я снова сгонял на море (ещё раз, на Таглите гостиницы подбирают с очень удобным расположением), после чего мы отправились на прогулку по городу.

Если Иерусалим больше о наследии, то Тель-Авив — о современности, он пропитан светской жизнью донельзя. Но это не отменяет того, что здесь любят историю — в особенности, её современную часть и историю образования самого Тель-Авива, а вместе с ней и объявление независимости Израиля. Так, туристы могут посмотреть на первые схемы или модели города, расположенные в центре Мигдаль Шалом — местном бизнес-комплексе, который одновременно с этим стал небольшим негласным музеем города, — или свободно пройти в тот самый зал, где состоялось заседание по принятию местной декларации о независимости.

Но у меня остались связанные с бумажником незакрытые гештальты и, кроме того, желание отведать местную шаурму (я пробую её в любом городе мира). Цена за неё здесь 40 шекелей, но при этом своих денег она стоит. И небольшое восполнение запасов в виде табака и принадлежностей за 45 шекелей.

Проведя в Израиле четыре дня и следуя по стопам участников Таглита, я всё ещё не знал ответа на вопрос, какие цели преследует этот проект. Никакой пропаганды, никаких попыток «поговорить со мной по душам», несмотря на мою явно по-еврейски звучащую фамилию и соответствующие повадки. Как выросший в России человек я всё не мог понять, где же подвох.

Гиды объясняют суть программы местным менталитетом. Евреи воспринимают свой народ немного иначе, чем те же русские — история приучила местных относиться к своим, как к равным членам какой-то маленькой общины, диаспоры или попросту племени, где бы эти свои ни были. Несчастья и гонения образовали менталитет, в котором члены маленькой группы стоят друг за друга горой (пусть эта группа и разбрелась по всему миру), как за членов семьи. А семья, согласно морали многих идеологий, должна быть вместе. Вот что-то вроде подобной заботы о семье и лежит в основе проекта, уверяют нас гиды.

Фактически основная цель Таглита — просто показать еврею из другой страны, как живёт его «племя», ставшее вновь государством. И не так важно, где он живёт.

Как бы то ни было, поездка подходила к концу, а у меня оставалось целых 247 шекелей. На пути к аэропорту было только одно место, где их можно было потратить — огромный гипермаркет из разряда тех, в которые семьи на выходных ездят за продуктами. Я не был здесь неординарным и попросту попытался купить инжира, хумуса и вин разных видов, чтобы забить чемодан на все оставшиеся деньги. Ну и ещё пару банок яблочного Schweppes, чтобы дома простой виски с ним мешать, а заодно проверить, взрываются ли такие банки на высоте, как о том гласят городские легенды.

Во-первых, конечно не взрываются. Во-вторых, даже после всех трат (а чемодан я набил основательно, и больше вещей туда попросту было не вместить) у меня остались деньги.

Если по прилёте в аэропорт мы не столкнулись с известной дотошностью охранников аэропорта Бен-Гуриона, то на вылете это нас немного коснулось. Впрочем, ничего необычного — просто сотрудники службы безопасности аэропорта делят группы по несколько людей и отдельно просят подтвердить, не теряли ли вы чемодан из виду во время поездки по стране и кто помогал вам его упаковывать. Скрупулёзно, но проблем не доставляет и к огромным очередям не приводит. Мы управились со всем минут за тридцать, а потом я заскочил в duty-free за сладостями (да, не стоит ходить в duty-free, но мне же нужно было потратить остатки своих шекелей).

И вот я дома.

Проверив все карманы, я пришёл к подведению итогов моего мини-испытания. И они оказались неутешительными: из почти 700 шекелей к концу поездки у меня осталось 80 шекелей. Да, я так и не смог потратить все карманные деньги во время поездки на Таглит. Эксперимент провален.

Но это мой личный опыт журналиста, а Таглит существует вовсе не для них. И если вдруг вы подходите под условия участия в программе, нужно сделать немного: заполнить анкету и подать заявку. Организаторы Таглита отвечают на них долго (в течение нескольких недель), но без ответа ни одну из заявок не оставляют. А что будет потом, решать уже вам — но 200 долларов в Израиле в таких условиях вам точно не понадобятся.

Постоялица дома престарелых следила за соседями, но им даже нравилось. Теперь они зовут её присоединиться Постоялица дома престарелых следила за соседями, но им даже нравилось. Теперь они зовут её присоединиться Говорят, что каждый третий любит песню "Кадиллак". Старый мем получил новую жизнь в сети Говорят, что каждый третий любит песню "Кадиллак". Старый мем получил новую жизнь в сети Пара начала играть в поиск тайников, но вряд ли продолжит. Первое же задание привело их к заброшке с призраком Пара начала играть в поиск тайников, но вряд ли продолжит. Первое же задание привело их к заброшке с призраком Мальчики пошли гулять и начали карьеру сыщиков. Их находка раскрыла дело, остававшееся тайной три года Мальчики пошли гулять и начали карьеру сыщиков. Их находка раскрыла дело, остававшееся тайной три года Женщина позволяла шестилетней дочери есть одни только наггетсы. Она не плохая мать, иначе бы ребёнок не выжил Мужчина сделал пирсинг, а дальше — как в тумане. Очнулся он уже не человеком, и люди копят монеты для Ведьмака Мужчина сделал пирсинг, а дальше — как в тумане. Очнулся он уже не человеком, и люди копят монеты для Ведьмака Личный опыт. Как вырастить из ребенка человека, который сам умеет платить налоги? Личный опыт. Как вырастить из ребенка человека, который сам умеет платить налоги? Люди увидели в небе странные огни и решили — это привет от Илона Маска. Но учёные готовятся к зрелищу покруче Люди увидели в небе странные огни и решили — это привет от Илона Маска. Но учёные готовятся к зрелищу покруче To be or not to be: как учить ребенка английскому с пользой, а не ради галочки? Муравьеды всегда разбирались в русских мемах, а мы и не знали. Чтобы это доказать, людям хватило одного фото Мэтью Макконахи рассказал, почему не общался с мамой восемь лет. От причины хочется плакать, но хейтеры злы Мэтью Макконахи рассказал, почему не общался с мамой восемь лет. От причины хочется плакать, но хейтеры злы Женщина живёт в 60-х годах, но у неё нет машины времени. Оказаться в прошлом ей помог стиль (и много денег) Женщина живёт в 60-х годах, но у неё нет машины времени. Оказаться в прошлом ей помог стиль (и много денег) Тест. Всё пробовал, всё знаю! Как мне расширить сексуальные горизонты? Тест. Всё пробовал, всё знаю! Как мне расширить сексуальные горизонты? Дочь приготовила маску для лица по рецепту мамы и окунулась в Хеллоуин. Побочный эффект превратил её в тыкву Дочь приготовила маску для лица по рецепту мамы и окунулась в Хеллоуин. Побочный эффект превратил её в тыкву Магия в XXI веке — миф или реальность? Рассказала ведьма со стажем (спокойствие, она несёт добро) Магия в XXI веке — миф или реальность? Рассказала ведьма со стажем (спокойствие, она несёт добро) Учительница ушла из школы ради мечты. Она стала дальнобойщицей, покоряющей российские дороги и окружающих Учительница ушла из школы ради мечты. Она стала дальнобойщицей, покоряющей российские дороги и окружающих Кота поместили в приют на время, а тот не понял и начал действовать. Найти его удалось лишь через восемь лет Кота поместили в приют на время, а тот не понял и начал действовать. Найти его удалось лишь через восемь лет Девушка сделала ламинирование бровей, но результат был неожиданным. Из красотки она превратилась в циклопа Женщина сделала селфи и тут же пожалела об этом. На снимке был призрак, которого ей описали много лет назад Женщина сделала селфи и тут же пожалела об этом. На снимке был призрак, которого ей описали много лет назад Коп работал под прикрытием на протестах, но перестарался. За игру он получил не «Оскар», а по лицу от коллег Коп работал под прикрытием на протестах, но перестарался. За игру он получил не «Оскар», а по лицу от коллег Специалисты объяснили, откуда берутся мифы о «нехороших» квартирах. Виноваты не злые духи, а плохой ремонт Специалисты объяснили, откуда берутся мифы о «нехороших» квартирах. Виноваты не злые духи, а плохой ремонт Посетительница выставки раскрыла тайну пропавшей картины. Работы её автора напомнили ей кое-что в доме соседей Посетительница выставки раскрыла тайну пропавшей картины. Работы её автора напомнили ей кое-что в доме соседей Парень так много ел, что потерял сознание. Но именно это заставило его сбросить 120 кг и превратиться в атлета Ютуберша ела на камеру еду, а теперь — сердца зрителей. Сбросить 44 килограмма было лучшей идей для контента Ютуберша ела на камеру еду, а теперь — сердца зрителей. Сбросить 44 килограмма было лучшей идей для контента Девушка нашла записку бойфренда и решила: он хочет свести счёты с жизнью. Но спасать нужно было лишь её логику Девушка нашла записку бойфренда и решила: он хочет свести счёты с жизнью. Но спасать нужно было лишь её логику Над семилеткой издевались в школе, но не сломили. Его вендетта заставит совесть обидчиков отомстить им сполна Над семилеткой издевались в школе, но не сломили. Его вендетта заставит совесть обидчиков отомстить им сполна Девушка спросила у друзей, стоит ли идти на свидание, но перепутала чат. Увы, родители благословения не дали Мама показала, как выглядят игрушки для ванны изнутри, и люди хотят это забыть. Плюс ещё одна детская травма Близняшки хотели отличаться друг от друга и сделали разные тату. Но обе слишком увлеклись, и стало только хуже Близняшки хотели отличаться друг от друга и сделали разные тату. Но обе слишком увлеклись, и стало только хуже Мама думала, что ребёнок устаёт из-за спортивных секций, а зря. Визит к врачу открыл мучительную правду о сыне Мама думала, что ребёнок устаёт из-за спортивных секций, а зря. Визит к врачу открыл мучительную правду о сыне Что будет, если жить по гороскопу. Женщина испытала на себе и доказала: лучше довериться звёздам, чем планам Что будет, если жить по гороскопу. Женщина испытала на себе и доказала: лучше довериться звёздам, чем планам Мальчик родился альбиносом лишь на треть и похож на Суини Тодда. Но стал он не цирюльником, а моделью Мальчик родился альбиносом лишь на треть и похож на Суини Тодда. Но стал он не цирюльником, а моделью Внучка показала молодых бабушку и дедушку, но люди недолго ими восхищались. Правда сменила очарование грустью Внучка показала молодых бабушку и дедушку, но люди недолго ими восхищались. Правда сменила очарование грустью Племянница не расслышала вопрос дяди на барбекю и переборщила с откровениями. Горячее гриля был лишь её секрет Племянница не расслышала вопрос дяди на барбекю и переборщила с откровениями. Горячее гриля был лишь её секрет Девушка не знала, что подарить парню, и лишила его семьи. Сюрприз с ДНК-тестом явно был не лучшей идеей Девушка не знала, что подарить парню, и лишила его семьи. Сюрприз с ДНК-тестом явно был не лучшей идеей Хабиб Нурмагомедов объявил об уходе из UFC, но фанаты не спешат огорчаться. Они уже нашли ему новое призвание