Обезьяны оказались прошаренными геймерами и затащили катку с человеками. Люди не додумались до их стратегии

Валерий Горшков Валерий Горшков

Люди считают себя самыми сообразительными существами на планете, но у приматов есть для нас плохие новости. По смекалке в видеоиграх мы даже не на втором, а на третьем месте после макак и капуцинов. Человечество подчистую слило первый в истории межвидовой чемпионат по киберспорту, а всё потому, что думать мы не умеем.

Джулия Ватцек, аспирантка кафедры психологии университета штата Джорджия, США, провела хитрое тестирование на умение решать проблемы. Для этого она взяла несколько подопытных обезьян, пригласила людей-добровольцев и предложила всем испытуемым зарубиться друг с другом в видеоигру, пишет DailyStar.

На экране перед игроком появлялись комбинации геометрических фигур. Нажимая сначала на полосатый, а затем на пятнистый квадрат, геймер открывал синий треугольник, после нажатия на который задачка считалась решённой. Человек слышал звук аплодисментов, оповещающий его о победе, а обезьяна получала награду — банановый шарик.

Правила игры соперники быстро вычислили «методом научного тыка». Причём если для людей это было несложно, то в исполнении макак-резусов и капуцинов простой трюк выглядел впечатляюще. Но недостаточно хорошо для учёных. После того, как все наловчились, экспериментаторы изменили условия. В начале каждого нового раунда на экране сразу появлялся синий треугольник.

Большая часть приматов тут же принялась читерить — 70 процентов обезьян нажимали на треугольник как только он появлялся, забирали свою награду, вводили старую комбинацию и получали второе лакомство. Таким образом они обыграли соперников — люди упрямо продолжали следовать уже изученному правилу. Из 56 добровольцев только один нажимал на треугольник так же ловко, как обезьяна.

Экспериментаторов это очень сильно удивило, ведь они рассчитывали на прямо противоположный результат.

Я действительно удивлена, что почти все добровольны просто продолжали использовать одну и ту же стратегию.

Тогда людям показали, как с игрой справляются обезьяны, и попросили «не бояться пробовать что-то новое». После этого хитрить научились 70 процентов людей, а остальные продолжали играть как в самом начале. Процентное соотношение читеров среди людей и приматов оказалось равным.

По мнению Джулии Ватцек, во всём виновата современная система образования, которая учит людей фокусироваться на запоминании фактов, а не на импровизации и поиске новых решений.

Чтобы принять правильное решение, иногда нужно изменить подход к проблеме. Я не предлагаю разрушить нынешнюю систему образования, но было бы хорошо учить наших детей мыслить масштабнее. Вывод такой: наши привычки могут доставлять нам много неприятностей, ну или просто обезьяны умнее, чем мы думаем.

Приматы удивляют не только соперников по видеоиграм, но и их разработчиков. Программисты из команды, создавшей игру Sea of Thieves, взяли с собой на стрим обезьянку, и она показала им настолько неожиданный трюк, что его никогда не забудут ни сами ребята, ни зрители.

Но среди обезьян, как и среди людей, есть те, что в компухтеры не играют, а ратуют за спортик. В зоопарке Хельсинки поселился примат-бодибилдер, раскачавший себя настолько, что в глаза ему смотреть страшно.