Иностранцы увидели советскую пластинку The Beatles и захотели её себе. Она такая одна и была незаконна в СССР

Валерий Горшков Валерий Горшков

Иностранцы увидели советскую пластинку The Beatles и захотели её. Но она такая одна, и была незаконной в СССР

Пользователь Reddit показал иностранцам копию пластинки The Beatles родом из Советского союза, и они пришли в восторг. Правда, заполучить такую же у них не получится, ведь она в единственном экземпляре, а в СССР подобные записи были вне закона, но люди всё равно их делали — на старых рентгеновских снимках.

Пользователь портала Reddit под ником Whyforyoulookmeonso 15 марта опубликовал фотографию, пожалуй, самой необычной пластинки из своей коллекции. Достаточно было бы просто того, что она создана в СССР и на ней записана композиция Paperback Writer группы The Beatles, но, помимо этого, пластинка сделана из необычного для западных поклонников винила материала — рентгеновской плёнки.

Реддитор считает эту «пиратскую» запись самой странной из всех, что у него есть. Качество звучания этой пластинки, по словам Whyforyoulookmeonso, оставляет желать лучшего.

Качество звука довольно низкое, но я думаю, когда государство запрещает вам слушать «Битлз», вы пользуетесь тем, что можете достать.

Подобные пластинки появились на территории СССР в конце 1940-х годов как реакция населения на государственную цензуру и запрет зарубежной музыки. Изначально в кустарных условиях на рентгеновских снимках записывали джаз, позже — рок-н-ролл и другие популярные за границей жанры. Отсюда и пошли названия таких грампластинок — «Джаз на костях», «записи на рёбрах», «рёбра», или «кости», пишет RT.

Иностранцы увидели советскую пластинку The Beatles и захотели её. Но она такая одна, и была незаконной в СССР

Считается, что изобретателем метода записи звука на рентгеновскую плёнку стал житель Ленинграда Руслан Богословский, который вместе со своим другом, поэтом Борисом Тайгиным, открыл подпольную студию звукозаписи «Золотая собака» в 1947 году (их аппарат был не единственным, но одним из первых).

За основу своего изобретения Богословский взял метод записи звука на полумягкие грампластинки. Старые рентгеновские снимки создатели «Золотой собаки» брали в городских поликлиниках — медработники с радостью избавлялись от ненужного «мусора».

Иностранцы увидели советскую пластинку The Beatles и захотели её. Но она такая одна, и была незаконной в СССР
Руслан Богословский

На рентгеновские снимки записывали любую запрещённую в СССР музыку или же записи исполнителей, чьи пластинки стоили дорого. Благодаря «рёбрам» любой студент за рубль-полтора мог послушать и рок-н-ролл, и буги-вуги, и бардовские, эмигрантские или цыганские песни. На одну «кость» влезала композиция длиной не более трёх с половиной минут, и качество записи часто было отвратительным — музыку заглушали шумы. Но люди всё равно покупали такие пластинки — так они могли хотя бы иметь представление о «другой» музыке.

Иностранцы увидели советскую пластинку The Beatles и захотели её. Но она такая одна, и была незаконной в СССР
Борис Тайгин

Создатели «Золотой собаки» зарабатывали производством и продажей «костей» более трёх лет, пока в Ленинграде не начались аресты причастных к нелегальной звукозаписи (её называли спекуляцией). Богословского осудили на три года, а его товарища Тайгина — на пять. Аппаратуру конфисковали и уничтожили, правда, когда в начале 50-ых приятели вышли на свободу, они по чертежам восстановили машину и вновь начали незаконную предпринимательскую деятельность.

Иностранцы увидели советскую пластинку The Beatles и захотели её. Но она такая одна, и была незаконной в СССР
Один из аппаратов для записи музыки на рентгеновские снимки, собранный неизвестным конструктором

Через четыре года Богословского снова задержали. Он провёл три года в трудовом лагере, и за это время придумал способ изготовления твёрдых пластинок в домашних условиях, так что, выйдя на свободу, наладил производство дешёвых, но более качественных пластинок, за что в третий раз загремел под арест.

Казалось, все попытки властей искоренить «музыку на костях» были тщетными, но она всё же исчезла, и уничтожил её технический прогресс — с появлением катушечных магнитофонов ближе к 70-ым «пиратские» записи стало делать намного проще, да и пластинки уже считались устаревшими.

О существовании «записей на костях» в той или иной мере слышали многие на территории СНГ, а вот для иностранцев увидеть музыку, записанную поверх снимков костей незнакомца, стало по-настоящему удивительным опытом.

Многие захотели себе купить похожие пластинки.

А кто-то просто шутил над необычным видом «рёбер».

Иностранцам очень многое в России кажется странным, и масла в огонь подливает зарубежный кинематограф, правда, многие заокеанские зрители это понимают. Американец попросил у россиян скинуть ему фото настоящей России, но вместо этого получил снимки настоящей безысходности.

В иностранном кинематографе можно увидеть много отсылок к России, однако понять их бывает сложно даже носителям русского языка. Во втором сезоне сериала «Видоизменённый углерод» зрители увидели послание, разобрать которое невозможно — создатели картины снова ошиблись в орфографии.