Российский режиссёр снял комедию о блокадном Ленинграде. Её уже требуют запретить, но у автора другое мнение
Режиссёр Алексей Красовский снял «местами чёрную, но чаще светлую и новогоднюю» комедию о семье, живущей в блокадном Ленинграде. В Госдуме уже призывают запретить фильм, а в Российском военно-историческом обществе просят не выдавать ему прокатное удостоверение. Но Красовский говорит, что его неправильно поняли и что «Праздник» (именно так называется его картина) — не комедия о блокаде, а фильм о любви.
В конце июля российский режиссёр Алексей Красовский, снявший фильм «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли, начал сбор средств на новую работу — картину «Праздник». Краудфандинговая кампания была запущена на портале Planeta.ru, а собрать режиссёр планировал полтора миллиона рублей.
Действие фильма разворачивается 31 декабря в блокадном Ленинграде, а в центре сюжета — семья, живущая «на особом положении» на протяжении одной новогодней ночи.
Блокадный Ленинград, 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих «на особом положении», собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но её у Воскресенских накануне забрали — снаружи наступили тяжёлые времена, да и внутри ситуация тоже нелёгкая: младший сын привёл голодную девушку, старшая дочь — незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового года остались считанные минуты, а количество проблем растёт снежным комом.
Выражение «на особом положении» означает в первую очередь, что семья Воскресенских не испытывала той проблемы с питанием, что была у большей части ленинградцев в годы блокады. В качестве примера режиссёр приводит дневниковые записи инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского, в которых тот рассказывает, что не имеет трудностей с питанием и вообще не особо чувствует войну.
Другой важный момент — жанровая принадлежность фильма. Вот как она обозначена на всё том же сайте Planeta.ru.
И как в этом не страшно признаться, но это комедия, местами чёрная, но чаще светлая и новогодняя.
В итоге, несмотря на Алёну Бабенко и Яна Цапника в касте, фильм не смог собрать даже 10 процентов от желаемых полутора миллионов рублей. Но 22 сентября Красовский выложил на своём YouTube-канале видео, в котором рассказал, что съёмочный процесс фильма успешно завершён.
Я — автор сценария, режиссёр и — волею судеб — продюсер картины «Праздник». Мы сняли фильм, мы сейчас находимся в монтаже, скоро предстоит озвучание. И я верю в то, что мы этот фильм всё-таки доведём до конца, до зрителя. И всё будет хорошо или даже лучше.
Завершение съёмок не вызвало большого ажиотажа, пока через пару недель внимание на картину не обратили СМИ, а вместе с ними и пользователи социальных сетей. Вот так сейчас, например, выглядят комментарии пользователей к сбору средств на Planeta.ru.
Начали выступать против фильма и различные официальные лица. Так, депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Сергей Боярский уже заявил, что приложит все усилия, чтобы картина не вышла в свет.
Считаю, что сама идея снять комедию на эту тему — уже кощунство и позор. Для многих поколений петербуржцев блокада Ленинграда — это сакральная, неприкосновенная страница истории нашего города. В стремлении творческого самовыражения часто случаются перегибы, и мы становимся свидетелями появления столь неуместных экспериментов. Надеюсь, что воплотить его в жизнь не удастся. Как петербуржец сделаю всё от меня зависящее.
В общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» тоже говорят о том, что фильм абсолютно неуместен.
У нас таких вещей никогда не было. Особого положения не было, вам сейчас в Смольный тяжелее пройти, чем тогда. Люди не понимают, не знают, что здесь было по-настоящему. Такие фильмы очень неуместно снимать. Потому что только настоящее документальное знание может [позволить] снимать. Ну зачем? Ещё живы люди, которые знают и понимают, что здесь было.
А научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков 15 октября публично обратился в министерство культуры с просьбой не выдавать «Празднику» прокатное удостоверение, попутно рассказав об информационной войне Запада против России.
Я буду на всех площадках заявлять, что нельзя такие фильмы сегодня показывать в нашей стране. На мой взгляд, это абсолютное кощунство — снимать фильм-комедию о трагедии блокадного Ленинграда. Какой здесь может быть юмор, какая комедия? Это трагедия. Это провокация, которая опять запущена против истории нашей страны, против её настоящего. Это часть информационной войны. Она развязана Западом. Такие фильмы играют на руку тем людям, которые не хотят, чтобы наша страна была великой державой.
При этом создатели фильма не согласны с тем, в чём их обвиняют. Так, актриса Алёна Бабенко считает, что люди, критикующие картину, способны лишь на деструктив.
Это люди, которым некуда применить фантазию. Красовский самостоятельно делал эту картину от начала до конца. У нас, в нашей стране, невозможно получить помощь так просто. Но страна активно нападает на фильмы, сразу ищет какие-то гадости, подлости — вот это я точно знаю. Как помочь — так вас нет, а как кричать и ругать — так «мы здесь, здравствуйте».
Кроме того, актриса говорит, что «Праздник» — это «конечно же, не чёрная комедия, но элементы комедии, разумеется, есть».
А режиссёр Алексей Красовский активно реагирует на критику на своей странице в фейсбуке. Там он объясняет, что его новая работа — в первую очередь фильм о любви.
Специально для любящих запрещать, сажать и расстреливать: фильм «Праздник» уже снят, денег у государства не брали от слова совсем, продюсером выступили мы с оператором. С костюмами помог «Прокат костюмов КапуSSта NZ», мебель и реквизит одолжили у Ленфильма, где сценарий читали, кажется, все и признаков разжигания не заметили тоже. Впустил нас Дом-музей Павла Петровича Чистякова, с которым — не поверите — мы тоже расстались друзьями. Словом, коренных петербуржцев, которые нам помогли, было много, никто не плевал в спину и не отговаривал снимать. Я понимаю, что за неимением национальной идеи у нас лучше всего получается экспортировать ненависть, но фильм, извините, всё-таки о любви.
Красовский отвечает и на две основные претензии критиков. Первая — тот факт, что картину называют «чёрной комедией о блокадном Ленинграде».
Мы не снимали комедию о блокадном Ленинграде. Место действия не равно сюжет. Если так извращаться, то «Ирония судьбы» — комедия о пьяных врачах и халатности в «Аэрофлоте».
Вторая — «особое положение», на котором жила семья Воскресенских и которое, по словам многих критиков, не имеет под собой никакого исторического основания.
Не существует достоверной информации о том, как на самом деле жили и питались партийные лидеры, сколько вагонов с едой привозили Жданову и так далее. Все эти факты поставили под сомнение профессиональные комментаторы «Живого журнала» и «Пикабу», удивительно, что я их ещё не читал, иначе бы все сомнения отпали, а фильм не пришлось бы снимать.
Дата премьеры фильма «Праздник» пока неизвестна. Министерство культуры не делало никаких официальных заявлений о своём отношении к картине и предложениях отобрать у неё прокатное удостоверение.
Иногда съёмки фильмов, кстати, происходят совсем не так, как вы себе их представляете. Создатели сериала «Шучу» с Джимом Керри тут, например, показали, как снимали одним дублем двухминутную сцену. И экшен за кадром куда круче многих современных боевиков.
Российский кинематограф, впрочем, зачастую идёт совсем другим путём. Телеканал «Культура» снял документалку (!) про русского принца Петра Ольденбургского, нашедшего в Воронежской области древнеегипетские артефакты. Правда, внезапно оказалось, что этот сюжет взят из книги писателя-фантаста.