Хэштег #boycottNike («бойкот Nike») стал набирать популярность на прошлой неделе, после того как компания-производитель спортивной одежды показала рекламу своей новинки — фирменного хиджаба. Линейка Nike Pro Hijab, ориентированная на мусульманок, увлекающихся спортом, и профессионалок, некоторым показалась поддержкой гендерного неравенства.
Компания Nike анонсировала выпуск линейки специальной спортивной одежды для мусульманок ещё в конце февраля. Тогда она выпустила что-то вроде тизера, в котором сам продукт не показали, зато были девушки-спортсменки в хиджабах и без.
Ролик не стал таким популярным, как реклама с песней «Из чего же сделаны наши девчонки», но тоже вызвал неоднозначные отклики, особенно среди самих мусульманок. Многие решили, что Nike эксплуатирует женский образ. Под публикациями Nike в инстаграме и на YouTube появились гневные комментарии. Иногда даже противоречащие друг другу.
Эти образы не отражают реальных мусульманок и арабских женщин вообще. Мы не носим хиджаб на пробежках!
Мой хиджаб — это мой выбор. Стыд и позор, Nike!
Так или иначе, в начале марта последовал релиз. Как выглядит Nike Pro Hijab, можно видеть на фотографии вверху этой страницы. Компания сообщает, что разрабатывала его 10 месяцев и в работе над ним приняли участие известные спортсменки-мусульманки: конькобежка Зара Лари и тяжелоатлетка Амна Аль-Хаддад. В ответ на критику Аль-Хаддад даже опубликовала специальный пост в фейсбуке.
Вот что она пишет:
Я понимаю, что у многих вызвало вопросы, почему «именно сейчас» Nike решил выпустить такой продукт как Pro Hijab. Как бывшая атлетка, которая соревновалась в хиджабе, я могу сказать, что раньше большие бренды не видели необходимости в нём, поскольку он не был популярен, а женщины, которые тренировались или соревновались в хиджабах, не попадались на глаза. […] Я поддерживаю спортсменок-мусульманок в хиджабах или без. Как одеваться — это их выбор. Хиджаб Nike совершенно точно побудит целое поколение женщин профессионально заняться спортом.
Однако многие видят в хиджабе вовсе не символ свободы выбора для женщин, а наоборот — символ угнетения. С 10 марта, когда Nike показал свой хиджаб, хэштег #boycottNike очень быстро распространился в твиттере.
#Nike introduce new #femaleslavery range for women
Coming soon shoe with homing device to always know where your property is#boycottNike pic.twitter.com/0bkCQBDVP2— PC Mary Whitehouse (@OutragedMary) 11 марта 2017 г.
«Nike представляет линейку товаров для #женскогорабства. Скоро в продаже — обувь с маячком, чтобы всегда можно было знать, куда пошла твоя собственность».
If you liked the Nike Hijab… You’ll love the new high-performance NIKE stones for when she takes it off. #BoycottNike #BanSharia #MAGA pic.twitter.com/cfu6hnpkbK
— Lori Hendry (@Lrihendry) 13 марта 2017 г.
«Если вам понравился хиджаб Nike, вы точно будете в восторге от новых камней Nike с лучшими характеристиками, которые пригодятся, когда она его снимет».
JUST DO IT*
*if your husband lets you pic.twitter.com/F50BfYnYUA
— Elle (@Trigrrd_tweetr) 10 марта 2017 г.
«Просто сделай это… если муж разрешит».
Некоторые комментируют кстати подвернувшиеся новости об очередной девушке-атеистке, которую до смерти забили камнями за участие в конкурсе красоты.
Inshaallah @Nike will now manufacture sharia compliant stones. https://t.co/W58Vwi6f6a
— Rex (@iTheRex) 13 марта 2017 г.
«Иншалла Nike скоро начнёт выпуск камней по шариату».
Волна протестов дошла и до России.
Добеги первой к месту побивания камнямиhttps://t.co/TpoHeEesuc pic.twitter.com/BHgDOPCh0U
— accident (@accident_rb_) 11 марта 2017 г.
Вслед за спортивными хиджабами Nike выпустит спортивные камни для спортивного исполнения наказаний по Шариату pic.twitter.com/cDUipRY3el
— Д///ИХАД (@tvjihad) 11 марта 2017 г.
Nike недовольны не только сторонники гендерного равенства и противники ислама, но и радикальные исламисты. Ещё на прошлой неделе запрещённое в России «Исламское государство» попросту запретило Nike, объявив его «харам». Это логично, учитывая, что компания названа в честь языческой богини победы. Видимо, просто раньше у ИГИЛ не доходили до этого руки.
В феврале реклама Nike, в которой девочка поёт советскую песню «Из чего же» про девчонок, которые сделаны из «загадок и мармеладок», но, глядя на появившихся в зале звёзд спорта, меняет текст, стала вирусной и понравилась многим пользователям сети. Но феминистки выдвигают претензии к ролику: они не понимают, почему женщина должна выбирать между спортом и красивыми платьями, и вспоминают о женщинах из бедных стран, которые за гроши шьют на фабриках одежду для крупных брендов.