Реставратор стирает лак с картин, и персонажи молодеют на сотни лет. Но всем интересно, а как же «Мона Лиза»
Британец Филип Молд реставрирует картины, стирая с них старый пожелтевший лак при помощи растворителя, и делится результатами со своими подписчиками. После обработки даже коричневые лица с портретов сияют белизной, а краски приобретают свой изначальный цвет. Оценивая его работу, пользователи соцсетей задались вопросом, почему по такой технике не отреставрируют классику живописи — «Мону Лизу».
Филип Молд — искусствовед из Британии. Он начал увлекаться искусством в юности, в течение двадцати лет был советником по искусству в Вестминстерском дворце, для которого нашёл около двухсот работ из разных частей мира, рассказывает мужчина на своём сайте. За свою работу с живописью Молд в 2003 году получил звание офицера Ордена Британской империи.
Спустя более чем десять лет его любовь к живописи воплотилась в создание международного бизнеса по продаже картин многовековой давности. Сейчас Молд живёт в Лондоне и содержит галерею.
Раньше британцам мужчина был известен в первую очередь как ведущий шоу Fake or Fortune («Подделка или удача?») на канале BBC1. Однако в 2017 году мастерство Молда в обращении с живописью оценили в социальных сетях, когда популярным стало видео, где он очищает портрет женщины 17 века.
Сначала Молд опубликовал в твиттере фото портрета 1618 года. Около двухсот лет назад неизвестный мастер изобразил женщину и покрыл её портрет толстым слоем лака. Вероятно, так художник хотел продлить срок жизни своей работе, однако лак исказил цвета, придав всем краскам на картине жёлтый оттенок.
Нам известно, что женщине 36 лет и она была нарисована в 1618 году (согласно подписи).
Затем Молд поделился с подписчиками видео, где мужчина (или кто-то из его команды) проводит работы по восстановлению пожелтевшей картины.
Ватой, насаженной на деревянную палочку и смоченной в специальном растворе, мастер проводит по поверхности картины. После обработки кожа женщины на портрете становится белее на несколько тонов.
A last smear from the chin removed. I will post an image of the completed picture as soon as it is ready. pic.twitter.com/K7TSl2XdqE
— Philip Mould (@philipmould) 6 ноября 2017 г.
Как он позже сказал изданию Telegraph, лак был счищен при помощи смеси из специальных геля и растворителя. Вот так выглядел окончательный результат работы реставратора.
Реставрация портрета женщины длилась три месяца. Молд также показывал процесс реставрации других картин из своей коллекции. Мужчина уверяет, что мастичный лак на картинах сотни лет назад создавался из натуральных продуктов, поэтому со временем под действием воздуха и влаги он может полностью скрыть изображение на холсте.
Как выглядел таинственный четырёхсотлетний принц Генри до и после очистки. Мастичный лак, который сделан из смолы дерева, с течением времени разлагается и становится жёлто-коричневым. Если его надолго оставить на картине, то он может почти полностью скрыть изображение.
После обработки портреты перестают быть мрачными и начинают казаться «моложе», чем прочие картины 16-17 веков.
Портрет соблазнительной болонской актрисы Лавинии Фонтаны 1585 года.
Следующей к Молду попала картина неизвестного офицера. Но когда её обработали растворителем, с лица изображённого мужчины сошёл не лак, а краска, обнаружив отсутствие у офицера правой брови и наличие шрама на лбу. Оказалось, к Молду попал портрет командующего британским флотом Горацио Нельсона, написанный итальянцем Леонардо Гуззарди в 1799 году и утерянный в 1897-м, пишет Daily Mail. По словам реставратора, бровь адмиралу дорисовал уже не художник.
Speeded up film of the restoration of an added 20th century eyebrow to the battle worn face of Nelson c1799. It had been “doctored” by an American restorer and its removal has brought back a lost historical portrait. pic.twitter.com/WnT97BPkIG
— Philip Mould (@philipmould) 13 ноября 2017 г.
Мы исправили бровь, добавленную на повреждённое шрамом лицо Нельсона 1799 года. Бровь была добавлена американским реставратором, и её удаление вернуло потерянный исторический портрет.
После реставрации следующего портрета Молду удалось не только установить век написания картины, но и выявить особенности моды 16 века. Мастера поняли, что коже Елизаветы на королевском портрете кто-то добавил красок: в оригинале кожа женщины свинцово-белая, что соответствовало моде тех лет.
Тщательное удаление поздних перекрашиваний показывает модный в то время свинцово-белый елизаветинский цвет кожи и кракелюр — трещины на краске, являющиеся нормальными для подлинной картины 16 века.
Большинство картин, которые реставрирует мужчина, принадлежат малоизвестным авторам, и порой на них изображены люди, личность которых установить не удаётся. Однако пользователи социальных сетей, обнаружив таланты Молда и его сотрудников, задались вопросом: почему подобной реставрации не подвергают творение художника Леонардо да Винчи — картину «Мона Лиза».
Между тем споры о том, можно ли отреставрировать подобным образом «Джоконду», ведутся не первый год, причём среди самих искусствоведов. В 2012 году похожую работу по очистке уже проделывали с одной из копий картины. Считалось, что обрабатываемый портрет был сделан годы или даже столетия после смерти Да Винчи. Но когда слой грязи был удалён, реставраторы увидели, что фон копии совпадает с уникальным фоном оригинала, пишет Telegraph.
Это позволило отнести картину к творению одного из прямых учеников Да Винчи, а также понять, что грязь может скрывать ещё большую красоту оригинального портрета. Поэтому, когда видео из твиттера с работами Молда появилось на Tumbler, пользователи поспешили предложить реставраторам поработать над «Джокондой».
Но одна из пользовательниц, которая на своей странице в Tumbler рассказывает, что изучает химию и искусство, объяснила, почему даже самые щадящие растворы неприменимы к картине Да Винчи. Всё дело в том, что художник в работе над портретом использовал тонкие слои глазури, которая влияет на цвета, оттенки и текстуру поверхности картины.
«Мона Лиза» — невероятная работа глазурированной живописи, но это делает её хрупкой. Такой хрупкой, что многие реставраторы не хотят работать с ней, потому что это чрезвычайно сложно и реставрации по разным причинам часто идут не по плану.
По мнению Элеаноры, реставраторы не смогут отличить лак, который стоит стереть, от глазури, которую нельзя трогать.
Одна из причин: глазурь и слои лака имеют очень похожий химический состав, и реставратор может случайно удалить слои глазури при удалении лака.
Кроме того, девушка добавила, что глазурь на картину Да Винчи добавлял до самой смерти, так как всегда считал её незавершённой. Однако художник пренебрёг некоторыми правилами, так что теперь, по мнению девушки, картине угрожают не только растворители, но даже кислород.
Леонардо не придерживался ни одной из техник по обеспечению работы долговечностью. Это сделало его работу тикающей бомбой замедленного действия.
Работа реставратора требует осторожности и тонкости в обращении с материалами. Однако реставраторам фотографий приходится немного легче, чем реставраторам картин. Одному фотографу было достаточно добавить картинам немного краски, чтобы мир увидел, как во время крупнейших мировых войн солдатам помогали домашние животные, а главными из питомцев были маленькие котята.
В то же время восстанавливать классику можно не только красками. Пара любителей футбола так вдохновились парадом фанатов на Таймс-сквер, что воспроизвела знаменитый поцелуй моряка и медсестры. И ребята тоже не были знакомы до этого фото.