Темнокожая актриса сыграла Анну Каренину, и россиян это задело. Ведь люди спустя годы ещё спорят о кастинге
Русскоязычные пользователи твиттера вспомнили про британский спектакль с темнокожей Анной Карениной и принялись спорить, допустим ли был выбор актрисы негроидной расы. Поводом стал пост парня, явно недовольного таким кастингом. И пока одни люди уверены, что постановщик следовал политкорректным тенденциям, другие не понимают, что в такой Карениной особенного.
Постановка «Анна Каренина», вызвавшая обсуждения в русскоязычном твиттере, — совместный проект манчестерского Театра королевской биржи и Театра Лидса. В адаптации романа Льва Толстого, написанной британской сценаристкой Джо Клиффорд, главную героиню сыграла актриса театра и кино Они Ухиара. Исполнительница роли Анны Аркадьевны — британка нигерийского происхождения, уточняет The Stage в своём материале о значении расы при кастинге. Помимо Ухиары, в спектакле сыграла и другая темнокожая женщина — Донна Берлин, представшая в образе графини Вронской.
Проект зритель увидел ещё весной 2015-го. Он не вызвал широкого обсуждения в британской прессе, как и в российской. Впрочем, в отдельных блогах можно найти заметки о постановке, в которых авторы недовольны выбором на роль русской дамы, жительницы Петербурга, актрисы негроидной расы. Негативная реакция есть в том числе в аккаунте на «Живом Журнале», чей владелец, как указано на портале, российский и советский актёр Станислав Садальский. «Анна Каренина после паровоза», — так написал о ней автор, сочтя, что «Лев Николаевич встал бы из гроба от такой достоверности».
Новые обсуждения постановке в десятых числах января обеспечил пользователь твиттера с ником Молотый реинкарнация, Димон я. Он опубликовал кадры адаптации со скептическим замечанием (сейчас аккаунт автора уже закрыт). «Другой Анны Карениной у меня для вас нет», — говорилось в посте.
Часть комментаторов разделила недовольство автора публикации, но, судя по реакции, большинство людей не увидели в темнокожей Каренине в британской постановке ничего особенного. Начались споры о том, что отменяет ли талант актёра необходимость соответствовать внешности персонажа в оригинальном произведении.
Это театр, а не фильм, претендующий на историческую достоверность. В нём играет основную роль мастерство актёров, и роли там распределяются не по цвету кожи. Возмущение этому так же тупо, как и возмущение американцев, видящих блэкфейс в традициях других стран.
И что? Ну вот что??? Она подошла на эту роль как актёр, мне вообще [пофиг], кто какого цвета, лишь бы свою работу делал хорошо и человеком был. Расисты [хреновы].
Ну да, если это расизм, то я расистка. По-вашему, Джульетту может играть 80-летняя старуха, если у неё талант? Это не радиоспектакль, и образ, описанный Толстым, влияет на восприятие. Каренина не была чёрной. И плевать мне, если это расизм.
А, точно, Шекспир же хотел передать через образы Ромео и Джульетты проблему возраста, а вовсе не несчастную любовь и абсурдность вековых ненавистей. А «Анна Каренина» — это произведение о расовых вопросах, а не о трагической любви. Попробуй воспринимать произведения искусства не [задницей].
Некоторые участники дискуссии уверены: образ Карениной незачем было якобы искажать. Но их оппоненты считают, что расовая принадлежность героини Толстого в этой постановке не так уж важна.
А что не так с людьми, которых возмущает чернокожая актриса на роли Анны Карениной, почему они такие? Это какая-то особая психологическая травма или они просто не особо наделены мозгом?
Эм-м, может, потому, что по книге персонаж с белым цветом кожи, а в фильме хочется увидеть соответствие этому? При чём здесь болезни, травмы и расизм? Это то же самое, если бы Чёрную Пантеру сыграл белый голубоглазый блондин. По-моему, абсурд максимальный.
В контексте этого произведения цвет кожи персонажа не имеет значения. Это не Моана или Джанго.
Другие твиттерские, не понимающие возмущения по поводу темнокожей Анны Аркадьевны, обращают внимание, что во многих зарубежных постановках героев славянской внешности нередко играют люди других национальностей.
Представьте, что вы как режиссёр ставите «Анну Каренину» в ЮАР или Марокко. Где вы найдёте там подходящих вашей расистской теории актёров? Не арабов, не африканцев, а белых? Мир меняется, талант может быть у всех. Возраст и цвет кожи — вещи разные, вы сравнили тёплое с твёрдым.
Т. е. если в Китае ставить спектакль, то тоже надо белых актёров звать? По вашей логике.
Наверное, такие люди думают, что в Африке вообще театра нет. Или там играют лишь постановки убийства Тупака, а в качестве вызова обществу ставят постановки работ Марка Твена.
Как и наоборот — в российских театрах европеоиды нередко представляют людей других рас.
А не совсем белого Пушкина играет Безруков — это не совсем странно.
Это очень смешно смотрится, что русские актёры играли там Отелло или Гамлета испокон веков.
Их противники, впрочем, считают, что в Великобритании можно было легко найти белокожую актрису на роль Карениной, а значит, создатели проекта взяли на роль Анны Аркадьевны Ухиару лишь в угоду политкорректности. А другие люди попытались перевернуть ситуацию.
Ничего не имею против чёрной Анны Карениной, если играет хорошо (надеюсь, выбор актрисы был обусловлен именно талантом), но сейчас задумался: что было бы, если бы белый сыграл чёрного персонажа.
Давайте договоримся: если чёрная Анна Каренина — хорошо, то белый дядя Том — хорошо. Если белый дядя Том — плохо, то и с Анной Карениной что-то не так. В целом призываю не принимать в искусстве откровенно политических решений в ущерб произведению. Это предательство искусства и есть.
Дискуссии на тему расизма, отношений полов и прочие социальные темы регулярно возникают в твиттере. С позиции феминизма, например, можно рассмотреть даже «Папиных дочек». Девушки в соцсети вспомнили судьбы героинь сериала и поняли: некоторые из любимцев телезрителей стали жертвами патриархата.
А в зарубежном твиттере в начале января стало обсуждаемым ограбление аптеки. Просто мужчина, забравший из кассы деньги, показал сотруднику записку с оправданием — и оно разбило сердца многим людям.