Преподаватель колледжа объяснил, почему у скамьи в сцене свидания Геркулеса и Мегары может быть более важная роль, нежели простого предмета благоустройства. Объект в мультфильме — часть погребения, считает специалист. А Disney, уверен автор рассказа, знали это и обыграли, причём даже дважды.
В мультфильме Disney «Геркулес», выпущенном в 1997 году, главный персонаж, влюблённый в Мегару, отправляется с девушкой на свидание. Молодые люди прогуливаются по саду со статуями и в какой-то момент спутница полубога падает с лестницы. Парень подхватывает её и на руках относит на скамью, где героиня начинает заигрывать с ним (к большому его смущению).
Момент со скамьёй может выглядеть вполне обычным для романтической сцены, но преподаватель Бостонского колледжа и доцент кафедры антиковедения (то есть науки об античности) Кристофер Польт уверен: в ней есть подоплёка. Об этом мужчина рассказал 10 мая в своём аккаунте в твиттере.
В «Геркулесе» (1997) от Disney после того, как Герк и Мег бросают Фила, чтобы пойти на свидание, они прогуливаются по саду со статуями. Они немного беседуют, обстановка становится неловкой, Мег падает с лестницы, а Герк ловит её, прежде чем отнести на скамью. Но это намного, намного больше чем [просто] скамья!
По словам Польта, зрителям показали схолу — особую скамью, исходя из треда, обозначающую место погребения. Полюбоваться ими можно лишь в Помпеях, где таких объектов архитектуры осталось восемь, утверждает автор публикации. Но несмотря на свою редкость, схолы стали популярным сюжетом в произведениях британского художника Лоуренса Альма-Тадемы (творил в середине XIX-начале XX века).
Это схола, уникальный тип полукруглой могильной скамьи, который встречается лишь в Помпеях. На его подлокотниках, как в мультфильме, нередко высечены ноги грифонов. Вот это — схола, обозначающая место погребения римской жрицы по имени Мамия снаружи Геркуланских ворот в Помпеях.
На сегодняшний день известно только о восьми схолах, доживших до наших времён. Но они стали знаменитыми в XIX веке, так как викторианский художник-неоклассицист Лоуренс Альма-Тадема просто «обожал» эти вещи. Вот его картина «Экседра» (1869), изображающая одну из этих схол.
Как произведения художника связаны со сценой из «Геркулеса»? Дело в том, что Альма-Тадема в своих работах нередко устраивал на таких скамьях свидания, обращает внимание преподаватель. При этом женщины на полотнах щеголяли в одеяниях, напоминающий наряд Мегары в мультфильме, уверен Кристофер — а это ещё одно совпадение в пользу его точки зрения.
Но подругу Геркулеса от героинь картин Альма-Тадемы отличает яркая деталь, подчёркивает Польт. В отличие от девушек с холста, которые обычно изображались неактивными и недовольными ухаживаниями кавалеров, в мультфильме Мегара явно заинтересована в отношениях с Геркулесом и берёт инициативу на себя.
Альма-Тадеме нравилось устраивать на этих схолах неловкие и переменчивые сцены ухаживаний. Вот его картины, «Люблю тебя, люби меня» (1881), «Красноречивое молчание» (1890). (В коллаже справа налево — Прим. Medialeaks)
Он также рассматривал их как потрясающие места, чтобы показывать женщин в отчуждении.. Вот его «Приятное безделье» (1882) вместе со «Сладкие сны» (1901) его протеже Джона Уильяма Годварда. Обратите внимание, что цветовая гамма невероятно схожа с оттенками Мег!
Примечательно, что женщины Альма-Тадемы обычно пассивны и сопротивляются ухаживаниям мужчин, но Disney находчиво переворачивает гендерные роли и делает Герка застенчивым, в то время как Мег активно проявляет к нему интерес.
Но сценой с могильной скамьёй Disney не только обыграл видение художниками этого объекта. Предназначение схолы в мультике намекало на судьбу Мегары в «Геркулесе», думает Кристофер Польт.
Но помните, несмотря на романтический настрой, который скамьям придали викторианские неоклассицисты, это всё ещё могилы! И в единственный другой раз, когда мы видим Герка несущим Мег именно так (и именно в этой позе), она мертва и он возвращаёт её душу из загробного мира.
Этой небольшой деталью аниматоры Disney смогли сплести две разные, но параллельные традиции в искусстве — одну классическую и о смерти, другую неоклассическую и о любви — подкрепляя тему чувственности, в то время как предрекая смерть Мег, что позже эхом отразится в визуальном образе.
Пост Кристофера собрал больше 29 тысяч лайков и не только благодарности от фанатов мультфильма, а ещё и резонный вопрос: почему преподаватель так уверен, что скамья — это не просто скамья? Польт развёрнуто ответил на него, но вкратце его доводы можно описать так: в сцене практически все объекты были неоклассическими, и логично посчитать, что предмет дискуссий тоже к ним относится и отсылает знающего зрителя к картинам Альма-Тадемы.
Впрочем, в произведениях этого художника объект — одновременно и схола, и обычный предмет благоустройства, уверен антиковед. Именно так он, напоминает преподаватель, и предстаёт в мультфильме — с отсылкой сразу к полотнам и достопримечательностям в Помпеях. (Кстати, эти римские могильные скамьи, отметил автор треда, родились из греческих экседр.)
Интерес соцсетей и Польта к «Геркулесу» может объясняться тем, что Disney планирует создать фильм с живыми актёрами по мультику. Новые подробности о предполагаемом ремейке появились в начале мая и мигом возродили бурные споры об исполнителях роли. Ведь у каждого зрителя был свой кастинг мечты.
А пока поклонники ждут фильма по «Геркулесу», любители «Симпсонов» находят в мультсериале очередные намёки на предсказание будущего. В этот раз пророческой оказалась та же серия, в которой шла речь о вирусе. Оказалось, люди не заметили в ней и другие любопытные совпадения с 2020 годом.