Россиянин в Лондоне дважды заплатил за один обед из-за падения рубля. Но это нормально (объясняем почему)
Предприниматель и болельщик Анатолий Гусев обиделся на «ЮниКредит Банк» за то, что тот якобы дважды списал деньги с его карты за одну и ту же покупку — ужин в лондонском ресторане. Случилось это из-за того, что рубль очень быстро дешевел в начале этой недели по отношению к основным мировым валютам. Гусев взывает к журналистам в фейсбуке, но с этой ситуацией ничего не поделать. Если кто-то в ней и виноват, то точно не банк.
Не всегда обращение к фейсбуку за помощью или советом в конфликтной ситуации приводит к желаемому результату. На днях ресторатор Дмитрий Левицкий, в заведении которого беременной женщине отказались пожарить стейк, как она просила, обрёл таким путём нечаянную славу — и далеко не большинство пользователей оказались на его стороне.
Теперь в похожей ситуации оказался совладелец агентства Agency One и венчурного фонда Typhoon Digital Development, бывший журналист Анатолий Гусев.
Мужчина рассказал в фейсбуке о неприятной истории, которая случилась с ним во время отпуска в Лондоне. По его словам, банк дважды взял с него деньги за обед в ресторане. Как описывает ситуацию Гусев, после матча «Арсенал» — ЦСКА он с друзьями пошёл обедать. После окончания трапезы он расплатился по рублёвой карте «ЮниКредит Банка», средства, как он считал, списались со счёта. Но потом что-то пошло не так.
Сегодня с карты списывают ещё 10 тысяч рублей. Звоню узнать, что за фигня. Девушка на другом конце провода на полном серьёзе успокаивает: «Не переживайте, всё хорошо, ваши деньги никто не украл — это их досписали. Курс в понедельник изменился, с вас разницу и сняли».
Гусев возмутился: получается, что в момент покупки он не знает, сколько он за неё заплатит на самом деле.
То есть думаешь купил за 70 тысяч рублей, а покупаешь реально за 80 тысяч или 100 тысяч, и в такой неопределённости ты, по словам этой девушки, находишься 30 дней! То есть, по мнению данной дамы, я должен быть счастлив, что курс скакнул всего на несколько рублей, а не десятков рублей, а то уважаемый #unicreditbank мой счёт вообще бы обнулил!
Предприниматель попросил знакомых журналистов распространить информацию о поведении банка, отметив бывшего главреда «Ленты.ру», а теперь чиновника администрации президента Алексея Гореславского, в первом же комментарии.
Вернувшись из отпуска, я безусловно закрою все свои счета в вашем банке!!! Всем своим друзьям буду, конечно же, рекомендовать сделать то же самое. Честно предупреждаю, что всех моих друзей-журналистов и просто медийных людей, коих благодаря моему роду деятельности у меня хоть отбавляй, я буду просить всячески тиражировать мою историю и также рекомендовать всем никогда не иметь дело с вами.
SMM-специалист «ЮниКредит Банка» так и не пришёл в комментарии к Анатолию Гусеву, но понять, что на самом деле произошло, ему помогли подписчики и друзья. В действительности, как бы это ни было неприятно держателю карты, банк действовал строго в соответствии с законом и принятой практикой.
В момент покупки с помощью электронного средства платежа, например банковской карты, в реальности средства ни с какого счёта не списываются и не начисляются на другой счёт. Происходит только проверка платёжного средства, доступности нужной суммы, авторизация владельца и подтверждение того, что услуга предоставлена и пользователь карты согласен со сделкой. После этого средства на счёте блокируются в объёме, необходимом для платежа.
Сам платёж проводится позже (иногда это может происходить через несклько дней, вплоть до 30). Сначала банк-эквайер (тот, который оперирует банкоматом или платёжным терминалом) получает документы о совершении сделки (о проведении операции). Он формирует так называемый файл клиринга и передаёт его в платёжную систему (например Visa). Платёжная система формирует свой файл клиринга и передаёт его в банк-эмитент (туда, где у владельца карты счёт). Только после этого банк-эмитент фактически переводит деньги на счёт банка-эквайера, то есть происходит транзакция. По правилам, принятым во всех банках (и это указано в договоре с клиентом), валютная конвертация производится по курсу на дату платежа.
Анатолий Гусев стал жертвой девальвации рубля, который по отношению к фунту стерлингов упал с пятницы примерно на 10 процентов после введения США очередного пакета антироссийских санкций. Единственным способом избежать «двойного списания» (которого на самом деле не было) было бы открытие валютного счёта в фунтах. Тогда сумма покупки точно соответствовала бы счёту, выставленному Анатолию в прошлый четверг.
Сейчас многие задумались, чем кончится очередное падение рубля, каковы будут последствия в ближайшее время и в течение года — что будет с ценами, с отпусками, а главное — собирается ли правительство что-то со всем этим делать. Мы разложили для вас ситуацию по полочкам.