Два Hennessy этому господину. Почему эксперты не поверили в байку о гардеробщице, поднявшей выручку ресторана
Российский бизнес-тренер на недавнем семинаре рассказал историю о том, как девушка-гардеробщица якобы удвоила выручку ресторана, в котором работала. А всё благодаря смекалочке. История стала вирусной, однако другие рестораторы нашли в ней кучу нестыковок и назвали фейком.
Вирусную историю о смышлёной гардеробщице поведал на своём семинаре бизнес-тренер, консультант по стратегическому маркетингу Аркадий Цукер.
Если вкратце, в истории рассказывается, как в неком ресторане 20-летняя гардеробщица предложила директору стратегию, как увеличить продажи и сделать счастливыми клиентов.
Я гардеробщица. Для посетителя я никто, ноль, можно сказать, или просто функция «принять-отдать вещь». При мне они говорят без утайки, обсуждая проблемы кухни и качества обслуживания персонала, официантов и сервис. Всё, одним словом. Я знаю, почему они уходят и не возвращаются.
Девушка якобы попросила пару десятков мягких игрушек. А потом выдавала номерки с этими игрушками богатым с виду клиентам. И в итоге официанты обслуживали их максимально расторопно, в первую очередь, а также делали для них всякие сюрпризы вроде бесплатного Hennessy. В итоге клиенты (которые порой ведут себя так, что ужасно бесят самих рестораторов) были довольны и возвращались снова.
Кроме того, когда богатых клиентов не было, гардеробщица давала VIP-номерки народу попроще, в том числе и студентам. И когда тем приносили в подарок Hennessy, сарафанное радио разносило новость о невероятной щедрости заведения и зал тут же заполнялся. Потом стали делать подарки владельцам BMW, вынося им тортики с логотипом марки.
В итоге выручка ресторана увеличилась в два с половиной раза, умной гардеробщице зарплату тоже подняли (но не сильно, якобы сама отказалась, чтобы «не развращаться»), однако в трудовой книжке ей записали должность «полевой директор по маркетингу».
В целом же речь о том, что не нужно думать, будто у молодёжи нет хороших идей и что владельцам бизнеса не стоит к ним прислушиваться. Вот полная версия истории, которая началась с того, что бизнес-тренер Цукер подслушал идею гардеробщицы, сидя у владельца ресторана в шкафу.
История стала крайне популярной. Её начали пересказывать на различных сайтах по маркетингу, бессчётное количество раз шерить в фейсбуке и всячески восторгаться гениальной гардеробщицей. Но тут всё испортил специалист по ресторанному пиару Олег Назаров, который разгромил историю на своей странице в фейсбуке и, не стесняясь в выражениях, по пунктам объяснил, почему это байка. Причём придуманная человеком, оторванным от ресторанного бизнеса.
Вот уже вторую неделю друзья мне шлют видео новосибирского маркетолога Цукера о том, как гардеробщица якобы увеличила выручку некого ресторана в 2,5 раза. Вот это, мол, да! В твою копилку…
В этой сказке (маркетинговым словом «кейс» назвать её язык не поворачивается) умилительно ВСЁ. Чувствуется, что сочинил её человек, не знакомый с работой ресторана ВООБЩЕ. Ну хотя бы:
— «Они все в джинсах и рубашках»… Во-первых, что за чушь? Не надо по себе судить; кто-то и в костюмах ходит. А во-вторых, любой мало-мальски опытный официант, глянув на гостя, на его ботинки, часы и манеру общаться, с точностью 80 процентов определит, кто перед ним.
— Какая, в ж..у, мягкая игрушка? Как автор байки представляет себе стол-четвёрку с четырьмя плюшевыми тиграми на нём? А блюда куда ставить?
— Hennessy в виде комплимента — это ж какие расходы? Явно, не собственные маркетолога…
— Хорошо, ВИПам Hennessy, а студентам что? Тут Цукер, видно, ещё не придумал… Хорошо, если официант в компот не писает. А потом — это что, нормально — одних гостей обслуживать лучше, а на других ху.. класть? А если сегодня он студент, а завтра разбогател? Но пришёл в той же рубашке?
— При чём тут «много с BMW»? Гардеробщица номерки выдает или заодно парковщицей подрабатывает?
— Гардеробщица 5 лет «управляет залом». А что делают управляющий и менеджеры? Их что, уволили? Или это мелочи, автор байки ещё не решил, куда их деть? Сценаристы в сериалах обычно убивают ненужных персонажей в автокатастрофах, или те мрут от скоротечного рака.
— Человек в ресторане отказывается от повышения зарплаты… Друзья, где вы такое видели? Тем более, судя по рассказу, девушка юная, 21 года, то есть относится к поколению Y, про которое адаптатор теории поколений для России Евгения Шамис пишет, что «для них на первый план выходит немедленное вознаграждение».
КОРОЧЕ. Перед вами, друзья-рестораторы, обычная байка, которой украшают свои выступления маркетологи, желающие поймать себе новых клиентов. Все признаки такой байки налицо. Не названа конкретная компания (один ресторан, некая группа компаний, и так далее, чтобы невозможно было проверить). Чудесное исцеление (выручка увеличилась в 2,5 раза). Яркая эмоция (всё это практически бесплатно!!!)… Сразу понимаешь, что перед тобой маг, колдун, чародей, который и твои проблемы решит с той же лёгкостью, достаточно ему щёлкнуть пальцами и сказать «крэкс-пэкс-фэкс»…
Помните, как Чумак по телевизору кремы заряжал? Та же история. Кашпировщина на марше.
Впрочем, своё разоблачение Назаров закончил рекламой, пригласив рестораторов на свой семинар, где обещал рассказать о «настоящих кейсах».
Затем к игре подключилось издание «Деловой квартал», которое спросило и у других рестораторов, насколько история про гардеробщицу может быть достоверной. К байке его представители тоже отнеслись скептически.
История о гардеробщице-маркетологе появилась и на Pikabu, где вообще была рассказана от первого лица, якобы пользователю её поведал друг-ресторатор. Хотя там сразу была признана «котоламповой», то есть сомнительной. Особенно пользователей смутил коньяк Hennessy в подарок, который стоит от двух с половиной тысяч рублей за самый дешёвый сорт.
— Это какая котолампа должна быть?
— Прожектор этой истории, мне кажется, может досветить до Плутона.
Позднее нашлись скептики и в фейсбуке. Некоторые пользователи высказались, что бизнес-тренеры на своих семинарах ещё и не такое расскажут.
Самое лучшее доказательство, что бизнес-тренеры и коучи слишком далеки от реальности и отнимают наше время на бесполезных конференциях.
Хотя зачастую рассказ высмеивали другие маркетологи и коучи, не забывая при этом намекнуть, что их семинары куда полезнее.
В сети гуляет видеоролик некоего Цукера про гардеробщицу-полевого маркетолога. Сознательно не даю ссылку, чтоб не размножать этот трэш.
Я думал, Манн — это маркетинговое дно, но, оказалось, что снизу ему настойчиво стучит дремучий Цукер.
Кстати, все, кто наберётся наглости перепостить этот мусор, будет бесплатно записан на мой ближайший семинар для принудительного лечения от маркетингового мракобесия.
Нашлись и пользователи, занявшие среднюю позицию, высказавшись, что даже если это и байка, то не стоит ругать автора, ведь подобные истории создают «для вдохновения».
Тоже присутствовала на тренинге Аркадия Цукера и слышала эту историю про изобретательную гардеробщицу… Но цель тренера — расширить мировоззрение слушателей, вдохновить их на новые идеи… Да, согласна, в реале такую схему с номерками сложно «провернуть»?… но подумаешь, приукрашена история, зато отклик был и мозг слушателей зашевелился ?
Вообще рестораторы бывают довольно вспыльчивы. Недавно мы рассказывали об огромном обсуждении, в котором владельцы и работники общепита обсуждали самые бесячие фразы клиентов. Как оказалось, иногда, чтобы впасть в немилость у персонала, нужно банально неправильно назвать вино. Хотя некоторые клиенты и правда могут устроить дикий треш.