«Девчонкам такое не стоит смотреть». Почему российские кинотеатры не пускают зрителей на «Богемскую рапсодию»

Василий Басов Василий Басов

Администрация хабаровского кинотеатра не пустила подростка с родителями на «Богемскую рапсодию» о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри. Пускать на сеанс зрителей отказались, сославшись на то, что в фильме «целуются мужики», и посоветовали сходить на кино про войну. Как выяснил Medialeaks, в России этот случай далеко не единственный и не ограничивается только картиной о Меркьюри.

В Хабаровске 13-летнего Фёдора не пустили с родителями в кино. Семья пришла в кинотеатр «Маджестик» на фильм «Богемская рапсодия», который рассказывает о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри, но попасть на сеанс не удалось. Как рассказала изданию «Сибирь.Реалии» мама подростка Светлана Меркулова, администратор не пустила их в зал, объяснив это требованием закона и некоторыми сценами из кинокартины.

Светлана говорит, что сына отказались пропустить из-за того, что в прокатном удостоверении фильма указана маркировка 18+. Женщина пообещала написать расписку, что разрешает ребёнку смотреть эту картину, но администрация оказалась непреклонна.

Нам ответили, что законом это не предусмотрено. И посоветовали сходить на «Несокрушимый», там маркер 12+. Я спросила, а как же тогда туда можно? Ведь там кровь, убийства и насилие. На что мне ответили, а здесь, мол, мужики на экране целуются. Мы после этой фразы не стали больше спорить и просто вернули билеты.

При этом 13-летний сын Светланы Фёдор, по словам родителей, «ещё до премьеры уши прожужжал, что хочет сходить».

Если честно, ни он, ни мы не ассоциировали этот фильм с нетрадиционной ориентацией, нам это в голову даже не приходило вплоть до фразы администратора. Для нас фильм — история становления музыкантов. И просто хотелось увидеть и услышать хорошую игру актёров и музыку на большом экране.

В администрации кинотеатра «Маджестик» изданию также заявили, что не пустили семью из-за маркировки фильма, и о том, что на маркировку зачастую влияет страна производства картины.

Про несоответствие уровня насилия в картине и маркера от министерства мы тоже знаем, но что мы можем поделать? Это, к слову, часто зависит от производителя фильма. Вот «Несокрушимый» — фильм российский, а «Богемская рапсодия» — из США. Да, то, из какой страны лента, сильно влияет на маркер нашего Минкульта — мы на своём опыте в этом убедились.

Кадр из фильма «Несокрушимый»

Как выяснил Medialeaks, случай в Хабаровске не единственный в стране. Жительница Москвы Алиса рассказала, что их с подругой не пустили на «Рапсодию» в «Синема парк» даже несмотря на то, что девушкам больше восемнадцати — просто они не взяли с собой паспорта.

Нам сказали: «Мы не можем вас пустить, там ограничение». Когда мы стали настаивать на том, что нам уже есть 18, а это всего лишь «рекомендованный возраст», нам сказали, что всё равно не пустят. Один из администраторов убеждал, что нам, девочкам, не стоит смотреть такое, и предложили пойти на мультик, там «Барбоскины шли вроде», или на «Крымский Мост».

Более того, Алиса рассказала, что из-за героя-гея в художественном произведении ей не продали книгу в «Читай-городе».

Там сидела девушка, ну едва ли старше меня, и заявила: «Тут главный герой — ****** (гей), я не могу вам её продать». Когда друг показал паспорт, она всё равно отказалась продавать, настаивая на том, что покупаю книгу я.

В соцсетях также можно найти упоминания и от других зрителей, которых не пустили на «Рапсодию».

При этом зрители пишут, что в разных кинотеатрах разные правила.

И таких постов можно найти десятки только в твиттере. Просто, видимо, случай в Хабаровске стал слишком символичным.

В 2012 году художественные произведения в России действительно начали отмечать возрастной маркировкой. Это потребовалось, чтобы «оградить детей от нежелательной информации». Однако согласно приказу Минкульта, возрастная маркировка фильмов имеет не обязательный, а рекомендательный характер.

Тем временем в рецензиях и отзывах «Рапсодию», наоборот, даже ругают за то, что настоящая жизнь Фредди Меркьюри не показана. Вот, например, что пишут критики из издания Disgusting Men.

 Умалчиваются или подаются впроброс самые противоречивые подробности жизни великого вокалиста: угарные вечеринки, СПИД, коллаборации с другими музыкантами, гомосексуализм. Пара кадров с Фредди на вечеринке в костюме короля, один неубедительный поцелуй с мужчиной, несколько разговоров по телефону — вот и всё, что есть в фильме от личной жизни Меркьюри.

На Film.ru от темы гомосексуальности Меркьюри в фильме тоже не в восторге.

 Сцена принятия Фредди своей гомосексуальности заставляет испытывать чувство стыда за самого режиссёра, настолько она стереотипная и неправдоподобная.

И даже Антон Долин, который может объяснить всё, объясняет, почему фильм получился таким, каким получился (никаким). По мнению кинокритика, всё «посыпалось», после того как на роль Фредди не взяли Сашу Барона Коэна («Борат», «Бруно»), как планировалось.

Они боялись, что картина получится слишком «взрослой» и будет касаться болезненных тем, а бэкграунд Коэна как человека, переходящего в собственном творчестве все границы приличий, негативно скажется на восприятии фильма зрителями. <….> Стремясь никого не обидеть и не уязвить, обойтись поделикатнее с наследием Меркьюри и его влюблёнными поклонниками, продюсеры картины перестарались. Финальный продукт вышел аккуратным настолько, что кажется стерильным.

О том, что Минкульт пытается ограничить показ российских фильмов, в том числе высокими возрастными маркировками, говорят не впервые (интересно было бы посмотреть на российский байопик про Брежнева). И при этом всё равно российские картины в прокате часто не взлетают. Более того, о многих из них зрители вообще не знают, и Medialeaks рассказывал почему.

Несмотря на то что любители кино Минкульт недолюбливают, судя по случаю с «Рапсодией», перегибы на местах и излишняя бдительность тоже имеют место. Тем не менее министерство теперь хейтят вообще за любые новости о проблемах с прокатом фильмов. И от этого клейма, похоже, там отделаются нескоро.