Он поехал. Как создавался и за что критикуют российский лимузин «Кортеж», на котором Путин приехал в Кремль
Президент России Владимир Путин приехал на церемонию своей инаугурации на отечественном представительском автомобиле. Многострадальная машина под кодовым названием проект «Кортеж», казалось, не успеет сойти с конвейера к новому сроку Путина: разработчиков автомобиля обвиняли в плагиате, да и во время церемонии он вызвал массу комментариев — от критики до восторга. Рассказываем, как создавалась машина для президента и почему она вызвала у публики столько эмоций.
Явление «Кортежа»
7 мая в России прошла инаугурация президента Владимира Путина, который вступил в должность четвёртый раз. Помимо самой церемонии, которой предшествовали всероссийские митинги, народ заинтересовал и автомобиль, на котором глава государства прибыл в Кремль, а точнее, проехался по его территории. Появление отечественного лимузина в соцсетях обсуждали не меньше, чем вступление президента в должность.
«Кортеж» даже смотрится не позорно, что я считаю, вообще подвиг.
Многие отмечали, что автомобиль для президента не является уникальным.
Взяли «Роллс-Ройс Фантом», допилили немного, потратив несколько миллиардов, получился «Кортеж».
12 (!) миллиардов (!!) бюджетных денег (!!!) потрачено на кортеж. Какой-то Аurum слизанный дизайн у Rolls-Royce.
Новый членовоз проехал меньше километра. Ведущие сказали — детали проекта откроем в ближайшее время. Не доделали, похоже, лимузин!
Автожурналист Дмитрий Баринов написал в своей колонке на «Эхо Москвы», что, вероятно, лимузин для президента совсем не готов, и именно поэтому Путин проехал на нём только по территории Кремля, а не как обычно — через всю Москву.
Зачем же проводить столь дорогие эксперименты? Любой грамотный инженер подтвердит: чтобы построить новый и качественный автомобиль такого класса, необходима техническая эволюция: сначала делаем нормальную машину гольф-класса, потом автомобиль бизнес-класса, оттачиваем технологии. И только после обычных машин приступаем к разработке модели представительского класса. Следующий уровень — президентский лимузин. Но решили всё упростить. Без промежуточных этапов. Сразу сделать шедевр. Мы же можем! И опозорились.
Однако немало людей отметили, что «Кортеж» выглядит хорошим автомобилем, а критики только зря выплёскивают злобу.
Ну вот почему эти идиоты пишут одно и то же каждый раз как под копирку? То им танк не такой, лучше бы учителям отдали, то им корабли не такие, лучше бы пенсионерам, теперь кортеж надо детям срочно отдать. А что эти писаки сами отдали для малоимущих???
Слишком красив чёртов «Кортеж».
«Кортеж» — это очень хорошо. А то стыдно как-то на «Мерседесах» ездить.
Даже скептики переменили своё мнение относительно президентского лимузина.
Как появился «Кортеж» и за что его критиковали
Автомобиль для президента начали разрабатывать ещё в 2012 году. Амбициозный проект в течение шести лет получил множество критики. Казалось, что к инаугурации он не будет готов, хотя в сроки и укладывался: его производство намечалось на 2017-2018 годы.
Владимир Путин приехал на инаугурацию на новом российском автомобиле из серии «Кортеж» https://t.co/O7uowZX591 pic.twitter.com/z6z6dfFDoP
— Народный фронт (@ornfront) 7 мая 2018 г.
Разработкой президентского лимузина занимался ФГУП «Научно исследовательский автомобильный институт» (НАМИ). В рамках проекта «Кортеж» должны были разработать лимузин, седан, внедорожник и минивэн. В 2019 году линейка автомобилей по планам должна стать доступной не только для президента и ФСО, но и для всех желающих. Такого, по данным Forbes, больше не делают нигде в мире, и ездить на президентском лимузине может только глава государства.
Автомобильные критики в восторг от проекта не пришли с самого начала. Как писал TopGear Russia: «То, что увидели мы на первых опубликованных патентных изображениях, не впечатляет. Коленки не трясутся, ладони не потеют. А должны!»
Журнал «За рулём» на стадии разработки машины удивлялся, почему новый российский лимузин копирует западных коллег. Например, приборная панель напоминает BMW седьмой серии, а руль — Ford Mondeo.
Журнал Motor писал, что представительский лимузин копирует Rolls-Royce Ghost, а его «младшие братья» позаимствовали детали от Bentley.
Как писал в 2013 году «Коммерсантъ», проект «Кортеж» оценивали на начальном этапе в 12 миллиардов рублей из бюджета. В его создании также должен был принимать участие производитель спорткаров Marussia Motors Николая Фоменко. Однако компания так и не получила контракт, а потом и вовсе стала банкротом.
Также сперва планировалось, что машина будет выходить под брендом ЗИЛ. Но даже после инаугурации не известно, какой именно бренд будет владеть правительственными автомобилями.
Для чего создали проект «Кортеж» и почему его хвалили
Линейку правительственных автомобилей начали создавать на замену западным образцам, на которых до этого передвигался глава государства. До 2018 года первое лицо России ездило в основном на Mercedes.
Как писала Газета.Ru, автомобили серии «Кортеж» будут стоить на 15 процентов дешевле своих конкурентов: того же Mercedes, а также BMW. В январе 2018 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что автомобили «Кортежа» будут стоить от шести миллионов рублей.
Руководитель проекта «Кортеж», гендиректор ФГУП «НАМИ» Максим Нагайцев рассказывал, что когда российские представительские автомобили появятся в продаже, это может пошатнуть позиции Mercedes на российском рынке. Более того, по словам Нагайцева, создание «Кортежа» подстегнуло немцев модифицировать Maybach, сделать его больше.
Когда Владимир Владимирович пересядет на российский лимузин, позиции Mercedes в России могут немного ослабнуть. Мы ведь не ограничимся созданием нескольких экземпляров для первых лиц, а выведем на рынок автомобили широкого использования. Не исключаю, что наш проект в числе прочих факторов подстегнул немцев к созданию нового Maybach. Мы же общаемся с людьми из Mercedes . Несколько лет назад я обсуждал с членами совета директоров наш проект и основные параметры всего семейства ЕМП (единая модульная платформа «Кортеж»). Говорил им, что прибавка в 130-150 мм ничего не даёт обычному S‑классу, удлинять нужно на 300 мм, не меньше! И что мы видим? Короткобазный S‑класс у нас вообще перестали продавать, потому что нет спроса.
Из преимуществ «Кортежа» Нагайцев также выделил двигатель, по его словам, полностью разработанный «НАМИ».
Это будут суперсовременные мегадвигатели для тех, кто любит погорячее. А именно V8-турбо мощностью 550-600 л. с. для всех автомобилей семейства и V12-турбо мощностью 800-850 л. с. для специальных версий и эксклюзивных автомобилей, построенных на ЕМП.
После инаугурации президента и. о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что автомобиль показал себя положительно и, по его мнению, в скором времени на него могут пересесть и другие чиновники.
Это качественный проект, перспективный с точки зрения реализации тех параметров, которые изначально нам заказывались. Поэтому было очень трепетно смотреть, как президент выехал на этом автомобиле во время инаугурации. Для нас это очень важно было.
Не все были уверены, что отечественный лимузин будет готов к инаугурации Путина. Даже сам президент, по словам Life, в 2017 году говорил, что не поедет на церемонию на «неготовой машине», отвечая на вопрос журналистов: нет ли у него желания пересесть на «Кортеж».
Нет, пока ещё не возникло, потому что она ещё не готова. Вы сами ездите на машине, которая ещё не готова? А потом, когда вы покатаетесь, тогда я посмотрю, как это происходит, и вместе с вами её испытаем.
5 мая во многих городах России прошли митинги под лозунгом «Он нам не царь». Жители страны протестовали против нового срока Владимира Путина. Акция запомнилась не только лозунгами против действующей власти, но и задержанием детей, которых довольно жестоко «крутила» полиция.
Если бы проект «Кортеж» не был готов к инаугурации, президент России мог бы въехать в Кремль ещё более эпично, например, на трансформере. В Японии как раз создали первый действующий прототип, максимально близкий к роботам из будущего. Лазерами и ракетами пока что не оборудован, но выглядит эффектно.