«Культура» показала документальный фильм про открытие русского принца. Но (упс) сюжет нашёлся лишь в фэнтези
Писатель Василий Щепетнёв опубликовал в фейсбуке разоблачительное письмо о документальном фильме, снятом телеканалом «Культура», про русского принца Петра Ольденбургского. По сюжету, в XX веке принц нашёл в Воронежской области странные артефакты и обнаружил, что они принадлежат древним египтянам. В картине нашлось лишь одно «но»: на самом деле эта история была выдумана Щепетнёвым для его старого фантастического рассказа.
Российский писатель-фантаст Василий Щепетнёв в начале октября на своей странице в фейсбуке обратил внимание на фильм режиссёра и сценариста Ольги Сотиной, специализирующейся на документальном кино. Картина Сотиной, заинтересовавшая писателя, вышла в эфир телеканала «Культура» 28 сентября 2018 года. В ней рассказывалось об открытии, которое совершил российский принц Пётр Ольденбургский — муж дочери императора Александра III Ольги Александровны, генерал-майор, умерший в начале XX века.
Фильм был создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках серии документального кино «Искатели». По словам ведущего, в 1905 году в окрестностях села Рамонь Воронежской области принц Ольденбургский обнаружил пещеру со старинными артефактами и предположил, что они принадлежали древнеегипетским жрецам.
Более того, принц утверждает, что найденная им пещера была святилищем бога Амона-Ра, которому в Рамони поклонялись тысячелетиями, задолго до возникновения Древнего Египта! — говорится в описании к фильму.
В конце концов сюжет картины сводится к тому, что после открытия Петра в Рамони вспыхнул пожар, заставивший принца забросить археологию. Впрочем, как замечают создатели картины, остаётся неясным, куда пропали находки и можем ли мы предположить, что Воронежская область — родина древнеегипетской цивилизации.
Через несколько дней после выхода картины в эфир Василий Щепетнёв обратился к руководству телеканала и обвинил авторов в плагиате.
Из «Открытого письма руководству телеканала «Россия — Культура». В пятницу, 28 сентября 2018 года телеканал «Культура» показал документальный фильм «Египетские боги Петра Ольденбургского». О том, как принц Петр Ольденбургский нашёл на воронежской земле артефакты, доказывающие, что и египетские фараоны, и египетский пантеон пришли в Египет отсюда, из Чёрной Земли Воронежа. И всё бы хорошо, да одно нехорошо: это — плагиат.
По словам Щепетнёва, сюжет фильма «Культуры» был основан на фантастической истории «Рамонь — родина Амона-Ра», которую Василий написал в 2003 году для журнала «НЛО/ПРО». В ней писатель рассказал про Петра Ольденбургского, который приехал в Рамонь, обнаружил курганы, связал их с древнеегипетским богом Амоном-Ра, а затем пострадал от проклятия. Ничего не напоминает?
Обвинение в плагиате автор подкрепил фактами. Как он отметил в письме, ведущие фильма открыто цитировали некие документы из архивов принца, которые были ничем иным, как выдумкой Щепетнёва.
В начале века я писал истории в жанре мокьюментари, псевдодокументальные по форме и фантастические по содержанию. В основе вашего фильма одна из этих историй: «Рамонь — родина Амона-Ра». <...> Разумеется, и письма, и дневниковую запись, и лабораторию, и вообще всю историю я выдумал. Сочинил. По закону жанра. До этого их не существовало в природе. И Пётр Ольденбургский археологией не занимался, покуда я не дал ему в руки лопату.
Действительно, на 15-й минуте фильма ведущий дословно приводит слова, которые принц якобы написал в письме к историку тех времен Ивану Забелину.
Он [Пётр] не преминул сообщить Забелину: «Курган есть искусственное продолжение подземного мира, прирастание его, и отражает, пусть и отдалённо, тоску по тем временам, когда все люди жили в глубоких пещерах».
А вот как выглядят эти же слова в рассказе Щепетнёва, опубликованном на сайте Litresp — совпадение стопроцентное.
Писатель отметил, что сначала лишь посмеялся над тем, что в документальном фильме приводятся «факты» из его фантастического рассказа. Однако возмутился, когда увидел титры.
Менее забавно то, что ни Василия Щепетнёва, ни Соломона Нафферта (под этим псевдонимом я публиковался в журнале) не упомянули в титрах, не получили авторского согласия и не заплатили.
В обращении к телепродюсерам Василий сделал акцент не на недостоверности данных в картине, а на репутации канала. По мнению писателя, люди, работающие под началом федерального агентства, не должны без уведомления и оповещения автора использовать материалы его работ. Долгое время фильм можно было найти на как на сайте телеканала, так и на YouTube. Однако вскоре после жалобы Щепетнёва он был удалён. Сейчас запись программы можно найти лишь на сторонних сайтах.
Подписчики Щепетнёва, прочитавшие его пост, немало удивились, что в неловком положении оказался именно телеканал «Культура».
Помимо прочего, пользователи посоветовали Щепетнёву обратиться в суд и защитить свои авторские права по закону. Писатель не сообщил, получила ли история продолжение и дождался ли он ответа от руководства телеканала. Между тем фильм про открытие принца до сих пор можно найти на сайте «Россия — Культура» и на YouTube.
Хотя после заявления Щепетнёва фильм «Культуры» может войти в топы телемистификаций, в эфире бывает и не такое. Например, во вьетнамской версии шоу «Холостяк» мужчина остался без девушки-кандидатки из-за девушки-кандидатки. К такому жизнь его точно не готовила.
Телевизионным контентом увлекаются и зрители. Так, молодая косплеерша сравнила персонажей из сериала «Воронины» с героями «Тора». Количество поразительных совпадений во внешности и сюжете удивит любого поклонника Marvel.