Некоторые пользователи твиттера, услышавшие слова политолога Екатерины Шульман о том, что сторонники фемсообщества и «Мужского государства» пользуются одинаковыми приёмами достижения своих целей, начали критиковать её, несмотря на то что в соцсети о Шульман обычно отзываются положительно. Одним комментаторам не понравилось якобы приравнивание борцов за права женщин к националистическим и гомофобным движениям, но другие сочли, что слова политолога вырвали из контекста.
Политолог Екатерина Шульман 31 августа стала гостьей шоу «Статус» на радио «Эхо Москвы», где обсудила с ведущим Максимом Курниковым последние общественно-политические события России и ответила на вопросы слушателей в твиттере. Среди них оказался и вопрос от некоей Серафимы. Девушка спрашивала у Шульман, не считает ли она, что своим невмешательством во многие события власть потакает правым движениям.
Как бороться, если своими действиями они [правые движения] вымогают извинения и финансово разоряют компании ложными заказами? — прочёл вопрос Серафимы Курников.
Отвечая на вопрос, Шульман посчитала, что в нём говорилось о возглавляемом Владиславом Поздняковым движении «Мужское государство» (пропагандирует патриархальные, националистические и гомофобные взгляды), члены которого, как ранее писал Medialeaks, устроили атаку на ресторан «Тануки» за рекламу с темнокожим парнем, но люди вступились за заведение. До этого сторонники движения критиковали за рекламу с темнокожим парнем компанию «Ёбидоёби» и всячески мешали её работе, после чего сеть извинилась за промо.
Всякий активный хейтинг за плохую рекламу — это прием, который использует [Поздняков] и феминистическое общество, например, тоже. Опять же, не хочу никого оправдывать. Я хочу сказать, что за ними не то чтобы очень видно какое-то государственное присутствие, — ответила Екатерина Шульман.
Слова Шульман о том, что представительницы фемдвижения тоже активно критикуют рекламу, трудно назвать ложью. Такие случаи были: например, американский производитель техники для кухни KitchenAid в 2017 году выпустил серию в розовом цвете, назвав её «KitchenAid для женщин». Тогда в соцсетях сторонницы фемсообщества устроили настоящую кампанию против производителя, обвиняя его в сексизме, использовании розового цвета для указания на женщин и культивации ассоциаций женщин и кухни. Представители KitchenAid пытались направить доходы от розовой продукции в фонд помощи больным раком молочной железы, но критику это не остановило. Бренду пришлось извиниться и удалить со своего сайта упоминания о серии в розовом цвете.
Однако, как показалось части пользователей Сети, Екатерина Шульман в своём ответе говорила вовсе не об атаках на рекламу и со стороны «Мужского государства», и со стороны фемсообщества, а поставила борьбу за права женщин в один ряд с дискриминационными взглядами Позднякова. Это и вызвало негатив по отношению к политологу.
В целом в твиттере у либерально настроенных пользователей Шульман обычно вызывает позитивные реакции, и у представительниц феминистских движений в том числе, однако на этот раз поддержки политологу последние не дали. Например, пользовательнице соцсети с ником commiegender не понравилось сравнение Шульман.
Хмм, «отлично», конечно, Шульман сравнила [Позднякова] и его хомячковые атаки на компании со справедливой борьбой феминисток против объективирующей рекламы, — твитнула она.
На слова соратницы по фемдвижению отреагировала, поначалу немногословно, либеральная феминистка и журналистка Залина Маршенкулова, зарегистрированная в твиттере под ником veritas_z.
О-о-о, теперь и Шульман! [Офигенно]. Просто восторг, — написала она.
Позже девушка дала понять в новом твите, что считает сравнение политолога необъективным.
«Мужское государство» — это, конечно, ужасно, но вы видели феминисток?! Они просят бренды не обзывать женщин мясом и даже позволяют себе критиковать Дудя и Шульман! Вот у кого ничего святого нет! — твитнула veritas_z.
Девушка с ником SunnySwamp, причисляющая себя к радфем-движению, выразила своё разочарование политологом.
Шульман, конечно, немного разочаровывает. Сравнивать неприкрытый расизм и борьбу с сексизмом — это как-то странно, — прокомментировала она.
А пользователь твиттера rmstdio вынес свой вердикт Екатерине Шульман.
Отменяем Шульман, — написал rmstdio.
Однако далеко не все пользователи твиттера, отреагировавшие на слова политолога, выступили против неё. Многие посчитали недовольство других мнением Шульман необоснованным. Так, девушка с ником TatianaKolegov1 высказала мнение, что фразу политолога вырвали из контекста.
Мне грустно от людей, у которых уши заткнуты идеологиями настолько, что они готовы отменять Шульман, так как им показалось, что она приравняла «Мужское государство» и фемдвижение. Алло, люди, никто ничего не равнял, Екатерина Михайловна выделила только метод «хейтмейла», без обсуждения обстоятельств и итогов его применения, — твитнула она.
Пользовательница vasiileevaa высказала похожую мысль более категорично.
Очередной пример того, что шизам не угодить. Одно высказывание не по линии партии — и вы уже нерукопожатны (Шульман). Так что лучше и не пытаться заигрывать с такой аудиторией, себе дороже, — твитнула vasiileevaa.
А linka_kalinka увидела в возмущениях из-за слов Шульман повторение истории с телеведущей Региной Тодоренко, неоднозначно высказавшейся о домашнем насилии. Как ранее писал Medialeaks, тогда девушке не помогли даже извинения, и от неё отвернулись бренды.
Как амбассадор Шульман неистово горю с того, что сегодня норовят её канселить за пересказ её цитаты про феминисток и «Мужское государство». Вы [блин, надоели], идите мужиков канселите. Кейс с Тодоренко ничему не научил, что ли? — прокомментировала linka_kalinka.
При этом некоторые пользователи твиттера, похоже, решили просто отшутиться, распаковать попкорн и наблюдать, чем закончится противостояние защитников и противников Шульман. Например, блогер Михаил Пожарский (mpojarsky) проиллюстрировал недовольство политологом с помощью мема «Галя, у нас отмена».
Шульман сказала, что и фемсообщество, и «Мужское государство» используют один прием — сетевой хейт за рекламу! Код красный: Екатерина Шульман из нау офишиали проблематик! Галя, у нас отмена! — написал он.
А MaxNov_ поиронизировал над шумихой вокруг высказывания политолога.
Дожили, феминистки отменяют Шульман? Твиттер ещё может удивить, — твитнул MaxNov_.
Кто такая Екатерина Шульман
Екатерине Шульман 43 года, она известна как публицист и кандидат политических наук. С 2018 по 2019 год Шульман входила в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Политолог известна своими взглядами: она утверждает, что в России существует «гибридный режим» правления, объединяющий черты авторитаризма и демократии. Шульман призывает либерализовать законодательство о митингах и требует смягчения статьи о призывах к экстремизму (280 УК РФ).
У Екатерины есть свой канал на YouTube и аккаунт в твиттере, который ведут её помощники. Также она часто появляется как эксперт в различных общественно-политических проектах, в том числе и в эфирах радиостанции «Эхо Москвы».
Кроме того, Шульман — многодетная мать. У неё вместе с мужем Михаилом Шульманом трое детей.
В 2020 году пользователи твиттера настолько преисполнились в любви к политологу, что называли женщиной года, а кто-то посчитал, что был бы не прочь увидеть Шульман на посту президента России.
Ранее Medialeaks писал о другой громкой теме в соцсетях. Американский рэпер Lil Nas X устроил фотосессию в стиле беременной девушки, вызвав обсуждения в том числе и в России — так, жена Гарика Мартиросяна высмеяла его снимок, не осознав, что попалась на крючок хайпа музыканта.