История и погромы

Профессор ВШЭ, историк Олег Будницкий, изучавший тему преследования евреев в царской России, рассказал Medialeaks о том, к чему приводят националистические погромы.

Как вы думаете, есть ли что-то общее в действиях современных националистов и тех групп, которые устраивали погромы после революции 1905 года? Я имею в виду черносотенцев, Союз русского народа и подобные им организации.

Любые исторические аналогии очень условны. Но есть общие вещи: нетерпимость к тем или иным народам под лозунгами «Россия для русских», а, если говорить не только о России, то мысль о превосходстве наиболее многочисленной нации в государстве. Так что у тех и других националистов можно найти какие-то общие вещи, но сопоставлять националистов начала двадцатого века и начала двадцать первого не совсем корректно.

В чем же отличия?

Это совершенно разные исторические условия. Кроме того, националистические организации начала двадцатого века спонсировались властью, которая видела в них свою опору. В нынешней ситуации мы этого не видим, насколько мне известно, сегодня власти такие вещи не спонсируют, а националистические группы подвергаются судебному преследованию.

Ситуация была другой и в том смысле, что в начале двадцатого века не было такого уровня миграции в стране. Националистические проявления были направлены, во-первых, против евреев. В начале двадцатого века они были неполноправны, были иноверцами. Не было понятия национальности в российской империи, было понятие вероисповедания, и для иноверцев устанавливались различные ограничения. Во-вторых, против немцев, которые считались элитной группой – многие из них входили в военную, политическую и административную элиту. И во время первой мировой войны в 1915 году в Москве были немецкие погромы, которые на самом деле были направлены и против других иностранцев. Бессмысленная и беспощадная толпа винила их в поражении русской армии, что было полной чушью.

Но сейчас в СМИ и блогах часто высказываются версии, что современные националистические акции устраиваются при поддержке власти, ссылаясь, в том числе, на их широкую огласку федеральными телеканалами. Подозревают даже, что в некоторых акциях на самом деле участвуют члены провластных молодежных движений. Эти версии имеют право на жизнь?

Я так не думаю. Даже когда в начале двадцатого века власть спонсировала националистические организации, еврейские погромы она не устраивала. Это все же была инициатива снизу, проявление недовольства «черни». Никаких документальных подтверждений тому, что российские власти в то время были причастны к этому, нет. Более того, я считаю, что хоть немного мыслящая власть не станет устраивать погром. Неизвестно на чем и на ком остановится «чернь» в итоге.

Согласно некоторым документам, некоторые местные власти были неактивны при подавлении погромов или спускали такие действия их участникам, но в прямой организации замешаны не были. Я считаю, что в наше время такие домыслы спекулятивны. Власть не может быть заинтересована в беспорядках, которые в конечном счете угрожают самой власти. Современной российской власти можно предъявить много претензий, но обвинять в организации таких выступлений, на мой взгляд, нелепо.

Каждый раз националисты в своей риторике уделяют внимание какой-то определенной группе. Почему раньше это были евреи, а сейчас акценты сместились в сторону кавказцев?

Что касается евреев, то в России начала двадцатого века было господствующее вероисповедание, и евреи в него не вписывались. Иудейская религия считалась попросту вредной, опасной. Те, кто ее исповедовал, считались людьми, которые по определению могут наносить ущерб православным. Поэтому евреи были ограничены в месте жительства (черта оседлости), и система дискриминации была официально действующей. В результате этого всего простые люди видели в евреях безусловное зло. На самом деле число евреев-революционеров было ничтожно малым по отношению к общей численности российских евреев, да и в целом евреи составляли всего 4% от населения страны.

Что касается современной ситуации, не стоит забывать, что у нас была длительная Чеченская война. И чеченцы превратились в такой объект нелюбви. Кроме того, мы живем в мегаполисе, который не может обеспечить себя всей необходимой рабочей силой, так что в Москву стало приезжать множество людей на заработки, что вызывает массовое раздражение. Усугубляет ситуацию тот факт, что многие мигранты приезжают нелегально, работают и живут в ужасных условиях. Все это создает довольно криминогенную обстановку, и рождается то, что я бы назвал мигрантофобией. В такой ситуации и возникают погромы.

В этом явно есть вина властей, которая, с одной стороны, плохо регулирует трудовые отношения, миграционные потоки. С другой стороны, различные политические силы очень часто разыгрывают карту нелюбви к мигрантам, что очень опасно.

Возвращаясь к вопросу власти, можно же действительно не поддерживать напрямую, а просто в момент, когда такие ситуации возникают, не оказывать серьезного противодействия. Учитывая тот факт, что политические силы, как вы отметили, действительно часто используют националистические идеи в своих кампаниях.

Все-таки, есть два момента: то, что происходит теоретически, и то, что есть на самом деле. На практике, как мне кажется, московским властям уж точно не нужны никакие погромы на националистической почве. Только что достаточно спокойно прошли выборы, возможно, наиболее честные за последнее время. Зачем властям организовывать беспорядки? Тем более, что реагировали быстро и жестко, быстро прислали ОМОН. Еще раз скажу, что нашей власти можно предъявить много претензий, но в этой ситуации мне они кажутся безосновательными. Я думаю, что вчерашние события стали для них неожиданностью.

Да, сейчас сложно судить о фактах, возможно, все прояснится позднее. А можете рассказать когда в истории националистическая тема использовалась властями намеренно?

Таких примеров много. Самый известный случай в истории – нацистская Германия, тут сомнений быть не может. Антисемитизм стал ядром нацистской идеологии, и мы знаем, к чему это привело. Также резня в Руанде, настоящий геноцид, направленный против народа тутси. Убили около миллиона человек. Чтобы вспомнить примеры подобного ужаса, далеко ходить в историю не надо. Даже в наше время подобное происходит в Сомали и Судане. Людей пытаются убить не только за принадлежность к другому этносу, а даже за то, что кто-то хочет ходить в школу, как это случилось с пакистанской девочкой Малалой Юсуфзай. Вот это разжигание ненависти по этническому, религиозному, образовательному и какому угодно принципу, увы, существует. Очень не хотелось бы, чтобы подобное повторилось в нашей стране.

А был ли такой яркий пример в российской истории?

Сейчас как раз историки отмечают столетие процесса работника кирпичного завода еврея Бейлиса, которого обвинили в ритуальном убийстве мальчика в Киеве. Как раз тот эпизод, когда крайне-правые националистические группы пытались разыграть свою карту с непредсказуемыми последствиями. Это был замечательный момент в истории русского суда, когда присяжные признали Бейлиса невиновным. Ну а так, конечно, самым ярким моментом можно назвать все те же еврейские погромы после революции 1905 года. Примеров такого рода можно отыскать много, и, если история чему-то учит, можно понять, что ни к чему хорошему это не приводит.

Сюжеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!