На свой страх и риск. Как я была туристом на Северном Кавказе

Корреспондент Medialeaks провел две недели на Кавказе в одном из самых популярных зимних курортов, успев насладиться всеми прелестями внутреннего туризма. Пережив поборы, воровство и чуть ли ни став невольным соучастником преступления, ОЛЬГА ХОХРЯКОВА рассказывает, к чему нужно быть готовым, отправляясь отдыхать вместо Египта и Турции на Северный Кавказ.

На Кавказ приезжает две категории людей: катающиеся (сноубордисты и лыжники) – их большинство – и просто туристы, которым нравится дышать свежим воздухом и просыпаться с видом на горы за окном.

Наша небольшая компания относится к первой категории. И вот уже не первый год мы путешествуем по самым разным уголкам России, изучаем страну практически каждые праздники. Например, в прошлом году зимние каникулы мы провели за полярным кругом — под Мурманском, где тоже есть горнолыжные курорты. А в этом году решили попробовать классику горнолыжников — Кавказ.

Отдыхали мы в известном курорте Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская республика), что в 200 км от аэропорта Минеральных Вод. Здесь есть два курорта – у поляны Чегет и у поляны Азау. Между ними 5 км пути. Жили мы на Чегете, а катались в основном в Азау — это более крупный курорт с трассами разного уровня сложности.

Будьте готовы к поборам

Две недели на Кавказе в Новый год обошлись нам примерно в 70 тысяч с человека, включая билеты, проживание, ски-пассы (карта, которая дает право проходить на подъемники) и еду. А также непредвиденные расходы, к которым стоит готовиться финансово, выезжая на Кавказ.

С первых дней начинает складываться ощущение, что из тебя на каждом шагу вытягивают по сотке. Здесь вообще все стоит по 100 рублей (и кратно им). И платить здесь нужно за все — так устроена система.

Во-первых, такси. Общественного транспорта здесь нет, не было и видимо не будет, хотя курорт существует не первое десятилетие. Все поделено между частниками, у которых установлены железные цены, ниже которых они не возят. Вот например, сколько стоит проехать 5 км от одного курорта до другого? 300 рублей с машины. В Москве за эти деньги легко можно договориться доехать от Китай-Города до Останкино.

Снимок экрана 2016-01-12 в 15.18.25

К перевозке пассажиров со сноубордами, лыжами и палками здесь оборудован багажник каждой отечественной легковушки (а других машин нет, разве что несколько частных микроавтобусов). Я так и не поняла, как они закрепляют оборудование в багажнике, но однажды наш водитель даже не стал его закрывать. Всю дорогу ехала, поглядывая, назад, тем более что это был хэтчбек.

222

— Если кто сюда приедет и повезет людей дешевле, ему тут быстро по голове настучат и выгонят с поляны, — рассказывал наш таксист, с которым мы подружились.

А когда после Нового года поток туристов увеличился, на пути появился пост ДПС, который разделил дорогу на две части. Так что платить пришлось 200 до поста, потом идти с лыжами через пост, собирать народ на большую маршрутку и еще по 50 рублей с человека.

Если вы хотите съездить куда-нибудь кроме склонов, расценки такие: от Приэльбрусья до Чегемских водопадов — 3000 рублей с машины. Если захватить еще термальный источник у Нальчика — 5000 рублей. Доехать до Грозного и обратно — 8000 рублей.

И к хамству

С того момента, как вы заплатили деньги, вам больше никто ничего не должен.

Промолчим, что цены на ски-пасс на Азау выросли в 2,5 раза — с 900 рублей до 2200 в сутки. Здесь надо помнить, что в любой момент могут повесить волшебную табличку на кассу любого содержания.

Например, мы купили ски-пасс еще до Нового года, а за него (за саму карточку) отдается в залог 100 рублей. А когда пришли кататься спустя пару дней — после Нового года — увидели табличку «Карты старого образца не принимаются».

— А залог вернете?

— Нет конечно, — безапелляционно сказала кассирша.

Нет, она не шутила. Нам не просто не отдали залог, карту отказались менять на новую, так что пришлось платить еще 100 рублей в качестве залога за новую карту. И вроде ну их, эти сто рублей, но такое происходит на каждом шагу.

— А как так получается, что вы берете залог, а потом не возвращаете его?

— Надо было раньше сдавать карту.

Конечно, никто нас не предупреждал, что карты вдруг могут поменяться. Более того, за пару дней до этого я спрашивала кассиров, когда вырастут цены, а они говорили «не знаем». И ничего не сказали про то, что карты лучше сдавать, а то потом не примут. И таблички-то не было.

Зато была другая табличка, которая говорит: если что, все ваши проблемы. Купили ски-пасс, а канатная дорога закрылась из-за погодных условий? Деньги не возвращаются — вы сами должны следить за прогнозом и оценивать ситуацию (деньги возвращаются только если закрывается весь курорт).

А продают ски-пассы всегда и на все канатные дороги, даже на те, которые закрыты.

— До станции Гарабаши работает канатная дорога?

— Да.

— А вчера вы мне сказали, что до Мира тоже работает. А она была закрыта.

— Кто вам такое сказал? — вылупилась кассирша.

— Вы лично мне и сказали.

Продать ски-пасс вам могут до любой точки, говоря, что она работает. А вот как на самом деле — узнаете только там.

Не забывайте платить дань

Ваш таксист хочет въехать на территорию поляны Чегет в разгар дня, когда много желающих? Тут же появляется мужчина, который встает перед въездом с пачкой денег и собирает с каждого, кто хочет проехать.

Нужен детский подъемник? Выглядит он примерно так, хотя это фото не с Приэльбрусья:

1

А он бесплатный в Европе, под Мурманском, да везде. Здесь же стоит дяденька и собирает по 20 рублей за подъем. Никаких чеков и касс.

— Скажите, а вон тот детский подъемник платный?

— Не знаю, — недовольно огрызается кассирша.

— Как не знаете, он что к вам не относится?

— Нет, — и закрывает окно.

Да, это еще одна особенность Кавказа — если обычно «один курорт — один владелец — один ски-пасс», то тут кто успел тот и сел.

Туалеты — это тоже отдельный бизнес, потому что трудно найти кафе на какой-либо из станций, где он будет. Да и зачем, если можно поставить его отдельно, тогда людям придется идти по морозу и платить еще по 20-30 рублей.

Не ждите качества за ваши деньги

3

Казалось бы, за 2200 в сутки уровень должен быть не ниже постолимпийского сочинского, где ски-пассы в этом сезоне продавались за 2500. Но отдыхая на курортах Северного Кавказа надо помнить — здесь за ваши деньги вам не гарантируют ничего. Но здесь:

— очереди на покупку билетов в 3 окна, в которых заспавшимся приходится стоять час, превращаются в однородную массу;

— очередь в кабинку на канатной дороге тоже никак не регулируется, хотя там стоит специальный человек, который мог бы пускать через проходную рамку определенное количество людей. Несколько раз на наших глазах чуть не случились драки, но специального человека это не очень волновало — он следил за тем, чтобы двое не прошли по одному билету;

Здесь не заботятся о безопасности

Это стало понятно еще два года назад, после резонансной истории с зорбом на еще одном популярном горнолыжном курорте Кавказа — Домбае. Где туристам, заплатившим 300 рублей, предлагали прокатиться в зорбе. Однажды он вылетел за пределы склона. Один из туристов погиб, второй был госпитализирован.

Зорб в Приэльбрусье не предлагают, но и до безопасного катания здесь далеко. На Азау практически нигде нет ограждений. На Чегете, который считается одной из самых опасных гор, я вовсе не видела ни одного. И именно там каждый год гибнут люди. Трагедия случилась и в этом.

— Слышали, на Чегете лавина сошла.

— Ого.

Об этом говорили в кабинке на канатной дороге. Когда мы спустились, до нас дошли детали — под лавиной погибли трое.

Снимок экрана 2016-01-12 в 16.41.30

Снимок экрана 2016-01-12 в 16.42.20

Еще через полчаса, уже в номере, мы отвечали на многочисленные пропущенные звонки родителей и объясняли, что сегодня катались не там. Хотя еще пару дней назад…

В новостях передали, что две девушки из Москвы 1990 и 1991 года рождения и мужчина из Санкт-Петербурга 1973 года рождения катались в неположенном месте. Ну то есть, мол, сами виноваты.

«Южные склоны Чегета закрыты для катания. Трасса промаркирована, и есть четкие указания, что там кататься нельзя. Люди игнорируют предупреждения и в результате происходит трагедия», — цитировал ТАСС руководителя пресс-службы Северокавказского регионального центра МЧС.

Правда, он не уточнил, о каких указаниях идет речь. Скорее всего потому, что их там на самом деле нет. Я была на трассах и выходила на фрирайд, на Чегете я не видела ни одной сетки, ни одного ограждения, ни одной таблицы или знака, который показывал бы, где трасса начинается, где заканчивается. Остается лишь ориентироваться на других.

Более того, Чегет официально позиционируется как трасса для фрирайда и билеты там продают для тех, кто любит его крутые склоны вне трасс. Вот к примеру карта Чегета с официального сайта «Курорта Эльбрус»:

Снимок экрана 2016-01-12 в 14.29.48

Фиолетовым обозначены зоны для фрирайда. Обозначены. И как видно, их большинство. Зато и тут на кассе висит волшебная табличка, на которой написано, что в связи с погодными условиями катание не рекомендуется. На этой табличке, судя по всему, и заканчивается ответственность курорта. А в Швейцарии работают специальные пушки, которые взрывают лавиноопасные места, чтобы никто случайно не вызвал сход.

Говорится в описании и про южные склоны, которые якобы, по словам местного МЧС, не предназначены для катания.

Более того, в МЧС сообщали, что тела погибших искали 28 сотрудников службы, правда на видеоролике «Первого канала» не видно ни одного, зато есть ребята, похожие на простых лыжников и сноубордистов.

«Всех троих погибших извлекли из лавины на Чегете. В поисковых работах на конусе выноса лавины длиной около 100 метров, шириной 30-40 метров и с высотой снега до 10 метров участвовали 28 спасателей», — цитировал «Интерфакс-Юг» руководителя пресс-службы СКРЦ МЧС России Кантемира Давыдова.

А еще МЧС сообщало, что «сотрудники МЧС проводят инструктажи и беседы, раздают буклеты и памятки о лавинной опасности, правилам поведения в горах (в том числе на английском языке), доводят прогноз погоды на предстоящие сутки и напоминают о едином номере вызова экстренных служб «112».

Правда ни я, ни кто-либо из моих знакомых такого не видел.

Будьте готовы к неожиданной подставе  

За две недели мы уже почти привыкли к хамству и поборам, тем более, что Кавказ — это часть России, в которой все мы выросли. Но то, что произошло дальше, уже выходило за пределы даже российского отдыха.

На Новый год в одном из баров поляны Чегет у нас украли телефон. Он был в кармане, мы фотографировались, а потом, после веселья на танцполе, его просто не стало. Впечатления от праздника были подпорчены, пришлось смириться. Были ли виной тому группы кавказцев, которые все в черном заходили время от времени в бар, стояли у выхода, не раздеваясь, а потом также уходили, или еще кто — неизвестно.

Но через 6 дней нам позвонили. А точнее отцу владельца украденного телефона. Звонил некий Джамал, сказал, что в его угнанной машине, которую нашли в Нальчике, обнаружили iPhone. Сначала правда он сказал, что белый, но потом исправился, потому что наш то был черный. Что хотел, непонятно, но намекал, что «если бы он думал, что угнали машину мы, то мы бы уже сидели».

Владелец телефона перезвонил, как только узнал о Джамале. Но трубку взяла женщина, представившаяся его женой. Она крайне грубо разговаривала, вопрошала с намеками, откуда это наш телефон в их угнанной машине и всем видом показывала, что обсуждать она ничего не желает. В этом разговоре выяснилось одно — они живут в нескольких километрах от нас, в Приэльбрусье. Больше они не звонили, на смс не отвечали, трубку она при следующем звонке сбросила.

Так мы и остались наедине с мыслями, что хорошо, что телефон не нашли на месте убийства. И с дурацким чувством, что кто-то, кто знает, что телефон украден и даже знает владельца, ухом не ведет, чтобы его отдать.

После этого стало дискомфортно, как никогда. Вдруг стало четко ясно, что здесь ты действительно сам по себе. Что-то подобное испытываешь, просто проезжая на машине по республикам: из Кабардино-Балкарии через Северную Осетию и Ингушетию в Чечню, в Грозный. Где стоит стелла «Грозный — центр мира», где проспект Владимира Путина перетекает в проспект Ахмата Кадырова, где на самом деле было куда спокойней, чем в той же Ингушетии, хотя мы ее видели из окна автомобиля. Где на каждой границе республики машину останавливают вооруженные ДПСники.

Какие выводы? Когда мы приземлились в Домодедово, вся наша компания с облегчением выдохнула. На Кавказ возвращаться больше не планирует никто. Потому что за последние годы там не изменилось ничего, да и чтобы что-то поменялось, нужно не просто вливать туда деньги, а следить, заниматься, вникать.

Казалось бы, для чего же еще правительство распорядилось создать в 2010 году компанию «Курорты Северного Кавказа», которая управляет горнолыжными курортами на юге России?

«Общая стоимость проекта туристического кластера, в том числе в области развития смежных с туризмом отраслей экономики, предполагает привлечение в регион свыше 450 млрд. руб. инвестиций. Из них 60 млрд. руб. — это инвестиции государственные, 390 млрд. — средства частных инвесторов», — говорится на сайте компании.

Ос­нов­ные ак­ци­о­не­ры КСК — го­су­дар­ство в ли­це АО «Осо­бые эко­но­ми­че­ские зо­ны», сре­ди учре­ди­те­лей также «Сбер­банк» и «Вне­ш­эко­ном­банк», говорится на сайте.

На открытие 3 очереди на Азау приезжал сам полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, правда после того, как он уехал, ее сразу же закрыли.

Так что же на деле изменилось за последние 10 лет: на одном из самых опасных курортов Чегет — ничего. На Азау действительно появились новые склоны, построены 3 очереди новой канатной дороги. Но самое главное — на курорте по-прежнему есть ощущение, что ничего не контролируется, что это какой-то местный кавказский бизнес, а не стратегически важное направления для правительства. Что здесь думают не о безопасности отдыхающих, а только об их деньгах.

Правда, воздух на Кавказе действительно потрясающий, и природа, и ее дары. И люди приятные, конечно, встречаются.

ПОПАПЫ

20 комментариев на «“На свой страх и риск. Как я была туристом на Северном Кавказе”»

  1. bluez:

    Чурки же. Что с них взять? Дикари-с.

    • казбек:

      Очень интересная провокация, похожая на захват » переодетыми» немецкой радиостанции 1939 году Уже и «лох» клюнул .

  2. Мансур:

    Эй, Уася, зачем вреш! Ты докажи что так и было без фотошопа и видеошопа и звукошопа! Я твой мать встречал!

  3. Przemek:

    Вот поэтому лучше ездить в Евросоюз. Ну если средства не позволяют, то в Сочи или может быть на Урал.

  4. Lena Tochilina:

    Подписываюсь под каждым словом! Такое чувство, что на каждом шагу тебя пытаются нае….ть! Цены завышены в разы! Сервиса нет как такового вообще! Сами были там на новогодние праздники, ребята из нашей школы по катанию искали и выкапывали два часа трупы этих несчастных горнолыжников( Когда оказываешься участником такой жести, сто раз подумаешь, ехать отдыхать еще по нашей Росии матушке(

  5. Ярослав:

    Я в марте прошлого года провёл неделю в Приэльбрусье, только жил я прям на поляне Азау в гостинице Меридиан. Мы с другом и его ребёнком остались очень довольны катанием. Очень понравилось, что цены на всё гуманные хоть в кафешках на поляне, хоть на станции Мир на 3500м, где пиво по 100р и хычин еще дешевле, и при том всё вкусно и отношение местных доброжелательное. Инсруктор, который полдня занимался с ребёнком стоил 2000р и на подъёмник проводил ребёнка бесплатно. Помнится в 2013году, в подмосковном Степаново( даже не в самом спорткомплексе, а в частном недорогом прокате поодаль от склона) час занятий с инструктором стоил 1500р и подъёмы конечно платные. По поводу самих спусков с Эльбруса, ограждения были местами, там где можно улететь. В остальных местах не помню, но это как то не напрягало совсем. Из того, что не очень радовало, кафешек, которые работают по допоздна по вечерам немного, но они есть и еда там хорошая, для примера кафешка отеля Фрирайд, где делают отменные овощи на гриле и шашлык вкусный. Еще из того, что не понравилось, таксист наз привез прям к шлагбауму поляны Азау, до отеля метров 100-150, но там где надо идти тёк ручей и лежали камни, с лыжами и вещами по камням не очень приятно было подниматься, при том, что дальше снова асфальт и стоит десяток отелей, дорожку бы надо сделать получше. Инет не быстрый в отеле был ~30-70кбайт в секунду. Прочёл статью, жаль, конечно, что тем кто ездил на НГ туда так откровенно хамили и портили впечатление об отдыхе, мне там очень понравилось и я бы еще туда съездил и опробовал бы третью очередь гондольных подъёмников ( если конечно их наши доблестные чиновники не остановили).

  6. Александр Сметанкин:

    Нащет Чегета: все претензии к нему от лыжников «катающихся в основном по трассам». А вы опросите другой контингент, райдеров, которые выросли и состарились на Чегете, а так же молодых, — то есть true экстрималов, а не пупырьковых?

    Это их (наша) гора, и нечего лезть на нее, если не устраивает. Не надо ничего обустраивать и выравнивать. Вот есть массовое катание на Эльбрусе — там и качайте права.

    В ЛяГраве скипас не продадут, пока не про слушаешь лекцию про особенности горы. Вот это бы не помешало на Чегете — и больше ничего!

    Часто задают вопрос, «а чего вы все время на Чегете? не надоел? Я вот каждый год в новое место фрирайдить! езжу».

    Я теперь точно знаю, что такие «фрирайдеры» — это околотрассовые понторезы. На Чегет мы регулярно ездим, так как знаем гору, поэтому можно полазить в тех местах, в какие не сунешься на неизвестной горе.

    Основная причина трагедий на Чегете в незнании его особенностей.

    Как не обустраивай гору, не выглаживай склоны всегда найдется дол2о&б, который свернет себе шею. Горы — это не шахматы, вдолбите себе в анал, адепты безопасности!!!

    И не надо всё подгонять под себя, забота о безопасном катании прямопропорциональна желанию устроителя срубить побольше бабла. От этой жадности скоро все горы превратятся в гламурные парки, Плэйк верно подметил. Так что голосуйте рублём/евро, поезжайте туда, где вам хорошо.

    • Nikita Ivanov:

      Да ладно про ЛяГрав то заливать 🙂 Ну, бывает, иногда Жиром выходит и 2 часа всем на уши падает, и то, если ты по-французски понимаешь. А часто никого и нет, особенно если не к открытию телеферика идти.

  7. Александр Сметанкин:

    «Я думаю, простота будет важна в будущем. Посмотри на горнолыжные курорты. Они становятся просто комичными. В США, Европе строятся огромные мега-курорты. Через 20 лет мы посмотрим на них и скажем: «Подождите, мы допустили ошибку!» Люди выезжают из городов, чтобы получить тот опыт, который мы называем горными лыжами. Подняться на подъемнике, услышать пение птиц, получить какую-то физическую нагрузку. Кто-то катается хорошо, кто-то не очень — не важно. В конце дня все устают. Раньше после катания народ собирался вместе, играл в карты, люди общались с такими же лыжниками, потом шли спать — и на следующий день снова катались… Сегодня после катания ты не проводишь вечер с другими лыжниками. Ты идешь в модный ресторан или на дискотеку, в итоге напиваешься так, что на следующий день не можешь кататься. Тут что-то не так! Если я хочу сходить в ресторан, на дискотеку, на вечеринку — я поеду в Лас-Вегас или Москву, а не на горнолыжный курорт. В горах вечером я хочу обсудить с другими, кто, где и как покатался, вместе посмеяться над прошедшим днем. Пребывание в горах не подразумевает идеального комфорта. Оно должно быть непривычным, должно пахнуть лыжами. Горные лыжи — это не гламур. Раньше, когда знаменитости отправлялись на горнолыжный курорт, они пытались вырваться из гламурной жизни. А сейчас все перевернулось с ног на голову. Это как поиски «Макдональдса» в любой точке мира, как будто мы ехали за тридевять земель, чтобы поесть тот же самый фаст-фуд.» — Глен Плейк

  8. MishkaSGor:

    Статья московской профурсетки, которую взяли на курорт в
    качестве сексуального развлечения и поселили не в Куршавельский люкс, а в номер
    советской гостинки Чегет. Мекка советских горнолыжников Чегет, это не горка для
    московских мокрожопиков считающих себя фрирайдерами: «Мы не видели знака
    «нельзя», поехали, спасите-помогите!». А потом такие статейки, что их медленно
    спасали! То что вы проипали бухими свой айфончик в Дипёпле или Чегебаре, это
    ваша личная проблема. Не удивлюсь, что про ворованный автомобиль всё правда,
    потому что этой девочки не хватило инфантильных московских педомальчиков и
    захотелось джигита. В итоге связалась с местной босотой, они то её телефончик
    вместе с машиной «Джамала» и двинули. Таксисты в Приэльбрусье такие же как и в
    Москве! Только «дорогу покажешь» не говорят. Каждый хочет заработать больше и
    вы сами виноваты, что не решили вопрос с логистикой трансфера. Тупые – платите.
    Скипас за полдня стоил 900 рублей, теперь стоит 1100. На день стоил 1500,
    теперь 1700. 2200 стоит новый скипасс на день и на три очереди. То есть тоже
    очередной фивдеж московской профурсетки. Противолавинная служба в Приэльбрусье
    также работает нормально. Склоны регулярно обстреливают. Спасатели упертым
    баранам рассказывают куда нельзя ездить. Но табличек то на вас всех не
    напасёшься!

    Есть проблемы, никто не спорит. Основная проблема для меня,
    это вот такие группы мокрожопиков как ваша, валяющиеся «уставшими» посреди
    трасс и мешающие проезду. Также вы проблема, когда буяните в кафе. Да и сами
    для себя вы проблема, потому что приезжаете не кататься в Великих Горах, а
    приезжаете жрать бухло, потягивать кальян и курить шмаль! Рад что вы больше не
    вернетесь! Ипите мозги где то в другом месте.

    • Александр Сметанкин:

      Супер! Поддерживаю.

    • Никита:

      Столько всего понаписал, а главная идея-то в чем? Если тебя все подряд раком нагибают и ты к этому привык и получаешь удовольствие, а другие этому сопротивляются, так это они пид*ры?

      • MishkasGor:

        Прочти бред аффтора не зная темы, так Приэльбрусье это ад и кругом звери. Девочка накидала «фактов» — трасс нет, скипас подорожал в трое, еда мерзкая. Так не надо с эти бороться! Если вы привыкли к поцелуям в жопку, в России вобще вам отдохнуть не удасться! Никита, если вы прочтете мой пост внимательно, вы увидете разницу между педомальчиками и боевыми пидорастами (термин медицинский). Именно педомальчики скулят при виде неподготовленных трасс и настоящего экстрима. «Боевые» при этом активно винят в этом всех окружающих.
        Не один нормальный лыжебордер, не попрется на юг Чегета после снега и оттепели! Там на порядок становится опасней, чем на северАх. Знак «трасса закрыта» есть в районе кафе Ай. Расставить их во всех местах возможного выезда на югА, не реально… Чегет их все равно сдует с себя.
        Все отписавшиеся пытаются объяснить аффтору, что они едут в Приэльбрусье к любимым Горам и Друзьям. Аффтор приехал «оттянуться»…. ее и оттянули…. печалька…

  9. Пучков Дмитрий:

    Ваше мнение очень важно для нас, уважаемая Хохрякова.
    Леди, крайне глупо и непрофессионально посещать какие-либо места, не изучив местного колорита. В Индию Вы полетите сделав массу прививок, в Пакистан Вы полетите и будете знать, что плечи должны быть прикрыты, в Европу Вы полетите и будете знать, что за плевки на улице Вас могут оштрафовать, а полетев в такое страшное (самое страшное) место, как Кабардино-Балкария, Вы даже не удосужились прочесть отзывы о Приэльбрусье и Чегете. Это что? Это синдром внезапного москаля. Да-да! Именно те, кто зацепился в Москве и вдруг начал зарабатывать чуть выше среднестатического по России обывателя, вдруг осознаёт свою уникальность и слегка (а порой и более) покрывается слоем снобизма.
    К тому же данная статья, Леди, открывает Вас как дилетанта в вопросе гор. Вы, извиняюсь, несете чушь. Чегет не ждет таких как Вы, более того, Чегет не рекомендует таким как Вы бывать на нём. Вы с лёгкостью профана критикуете то, в чем не смыслите.
    Рождайте детей, сидите дома и пишите кулинарные рецепты. Горы не Ваше.

    • Никита:

      «Чегет не рекомендует таким как Вы бывать на нём», это он с тобой по накурке разговаривал? Кто там не рекомендует-то?

  10. ElenaM:

    Да,в Приэльбрусье есть свои правила.И ты их либо соблюдаешь и не лезешь со своей метлой,либо не ездишь туда.
    4 года подряд отдыхаю там зимой и летом.За все это время не получила столько де*ьма,сколько вы за один приезд.Может быть,дело все-таки в вас???
    И по поводу спас работ,не надо тут «лечить» народ,изображая из себя всезнающую!Мой друг из МЧС тоже искал ребят,попавших под лавину,а потом они тащили тела через реку,все мокрые и уставшие.Или это туристы снимали трупы с горы по-вашему?Потом на поляне Чегета ждали,когда за ними приедет машина,а бухой турист лез к ним с вопросами,что как почему,и тыкал телефоном,на который все это снимал,в лицо!На просьбы не снимать, по-брацки,никак не реагировал..Так кто тут дикари???
    Пока местные жители для вас «чурки»,вы для них средство наживы!И это правильно!Относись к людям так,как они относятся к тебе.
    Слава Всевышнему,такие как вы,второй раз не приезжают!:)))

    ElenaM.Мааасква))

  11. MishkasGor:

    Госпожа Ольга Хохрякова!
    Любой отдых в незнакомом месте предполает проведение предварительного изучения места путешествия. Надеюсь для вас не секрет, что возможно отдыхать в хосписе, можно в серьезном отеле. Кроме того местные устои и традиции могут предполагать, а могут и не допускать распутное вечернее времяпрепровождение. В Кабардино-Балкарии традиционны мусульманские устои. По этой причине баров и дискотек в Приэльбрусье не много и как правило отдых там минимум экстримален. Между тем тихо выпить вина и поесть хороший шашлык вам никто не помешает в любом заведении и как правило везьде вкусно.
    Если вы тяните на отдых класса люкс (с целованием жопки), могу вам посоветовать отели систем СкайЭльбрус или Озон. «Все включено» там вам обеспечат. Включая трансферы, вопросы с гаишниками, ппсниками и бугелями. Прайс будет не минигостиниц на Поляне Азау, ну судя по вашей статейке вам нужно лучшее.
    Если вы хотите лучшей фрирайд и выезд за трассы, наймите профессионального гида. Это Кирилл Анисимов, Гоша Надежин, Антон Грабков. Вам помогут взять в прокат нужное лавинное снаряжение и максимально безопасно прокатят по любым трассам. Причем если катать нельзя, никогда эти люди не позволят вам выехать на опасные склоны.
    Все трассы линии Азау — Кругозор — Мир — Гарабаши, размечены и ратрачатся. На трассе работают спасатели и гиды.
    Вобщем к чему это я все…. Не примите на свой счет, но есть такая пословица — свинья всегда грязь найдет. В любом самом люксовом месте, есть помойка…. и при желании можно в нее попасть…

  12. Max:

    Поддерживаю автора. Будучи жителем КБР, отчётливо понимаю, что написанному можно и нужно верить. Сам видел подобное хамство от «эльбрусских бизнесменов». У них одна забота — как бы срубить бабла по лёгкому.
    Речь ведь не только о трассах. Хамство и обдираловка на каждом шагу, вот главная проблема курорта, ну плюс хаотичная застройка этих «гостиниц» и кафе, которые портят вид курорта.
    У нас всегда говорили, что люди, которые делают деньги в Приэльбрусье, еще с советских времен вели себя омерзительно, готовы были рвать друг другу глотки за туристов, торговые точки и т.д. В наше время, да еще и с учётом наплыва туристов, из-за скачков валюты, всё приняло плачевный вид. Видимо местные наши забыли тот год, когда ввели КТО на всей территории курортов, как они плакали, каждый день считая упущенную выгоду, растущую просрочку по займам в банки и причитали, что это де проклятое правительство КБР устроило диверсию, чтобы разорить их и отдать весь бизнес Курортам Северного Кавказа.
    Вместо того, чтобы использовать шанс с колебаниями валют, санкциями и как следствие наплывом уже второй год подряд туристов, для того, чтобы «приучить» их (туристов) ездить к нам, они просто обдирают их. Не дальновидно как-то, «бизнесмены». Такими темпами у вас останутся только преданные райдеры, которые могут пожертвовать комфортом ради трасс.
    Турист, отдыхающий у нас не должен приспосабливаться или как-то соблюдать наши обычаи и традиции. Есть нормы законов, да и просто общечеловеческие принципы поведения, понятия о том, что хорошо и плохо, соблюдение которых достаточно, чтобы все себя чувствовали комфортно.

  13. Nikita Ivanov:

    Ой, сколько нытья! Надо было почитать сначала, что там и как, а не просто на шару переться. Всегда так было, и, скорее всего, так и будет. В этом «изюминка» Приэльбрусья 😀

    «Когда мы приземлились в Домодедово, вся наша компания с облегчением выдохнула. На Кавказ возвращаться больше не планирует никто.»

    — Да и фиг с ними! Меньше народу — больше кислороду. Приплетать правительство и какие-то программы вообще глупо и смешно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!