Число смертей из-за употребления алкоголя в Москве упало почти на 27% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные приводит столичное управления Роспотребнадзора. Обновленной статистики по России в целом пока нет, но отдельные сообщения из разных регионов позволяют предположить, что похожая динамика наблюдается по всей стране.
С января по июнь 2013 года от причин, связанных с пьянством, умерло 1257 москвичей, сообщает ведомство Геннадия Онищенко. Всего за это время в городе скончались 58 802 человек, то есть смертность от алкоголя составила 2%. От случайного отравления спиртным вообще стали погибать в 5,4 раза меньше. Для всей России этот показатель составляет 5300 человек.
Около года назад правительство запустило масштабную антиалкогольную кампанию, ограничив продажу алкоголя в ночное время, а также повысив акцизы на его производство. Несмотря на практически повсеместную круглосуточную торговлю, продавать алкоголь после 23.00 стало запрещено, а акциз на крепкое спиртное было решено поднимать на 100 рублей ежегодно. С 2013 года он вырос до 400 рублей, в 2014 поднимется до 500 рублей, а в 2015 году составит уже 600 рублей за литр. Ко всему прочему в течение нескольких лет государство повышало цену на водку. Еще в 2010 году минимальная цена водки составляла 89 рублей, сейчас — 170 руб за поллитра.
Пропаганда жизни без спиртного велась и в соцсетях: один из инструментов влияния на массовое сознание — «Адская Белочка» Минздрава — уже стала мемом.
«Бухаете? Тогда я иду к вам», — обращалось к интернет-пользователям животное крайне неприглядного вида.
Федеральную борьбу с алкоголизмом поддержали и регионы. В некоторых из них ограничения на продажу спиртного вводятся по праздничным дням и в дни крупных футбольных матчей. В итоге согласно последней статистике из Свердловской области, смертность от отравлений алкоголем снизилась на 13%, снижение в 1-2 раза произошло и в Саратовской области.
Однако, что именно повлияло на снижение смертности от алкоголя, сказать сложно. Например, тотальный запрет на продажу алкоголя по ночам еще не дошел до статистики. Представитель крупнейшего владельца супермаркетов X5 Retail Group Роман Черешнев после введения запрета на ночную продажу говорил, что компания не заметила сокращение объемов продаж.
«Продажи практически не изменились. Отчасти перераспределился спрос, где-то люди стали покупать с запасом — на вечер и на ночь», — сказал он BBC минувшей весной.
К заявлению Черешнева стоит добавить и то, что обойти запрет позволяют многочисленные интернет-сайты, предлагающие привести алкоголь на дом в любое время суток.
Однако, несмотря на все ухищрения бизнеса и любителей выпить, главный нарколог Минздрава Евгений Брюн в апреле этого года отчитывался о том, что аналогичный запрет на торговлю крепкими спиртным (он действует уже три года) свой эффект дал: число алкогольных отравлений упало на 30% .
Судя по отчету московского Роспотребнадзора, антиалкогольная кампания государства дает результаты, хотя москвичи, добирающиеся до дома на метро поздно вечером в пятницу, могут с этим поспорить.