Авария на «синей» ветке московского метро стала самой масштабной за всю историю столичной подземки и наверняка войдет в историю. Власти говорят о технических причинах аварии и исключают возможность теракта. Medialeaks собрал версии, объясняющие произошедшее.
Самой первой версией, названной властями, стало резкое торможение, к которому привело понижение напряжения в перегоне и ложное срабатывание сигнализации в метро. Но блогеры поставили под сомнение версию с перебоями тока сразу же, как только увидели масштабы повреждений наиболее пострадавшего вагона, и даже, глядя на фото, предположили, что авария могла быть на самом деле столкновением двух поездов.
Как совершенно неправдоподобную, версию о перепаде напряжения оценили машинисты.
«Абсолютно неправдоподобная версия. Скорее всего, состав сошёл с рельсов, и, скорее всего, из-за неисправности путевого оборудования, а именно – стрелочного перевода. Видимо, кто-то не доглядел. В результате машина на скорости 70 километров в час сошла с рельсов и на полном ходу врезалась в бетонное ограждение», — заявил один из машинистов изданию Metro.
Позже было выдвинуто предположение, что на пути появился посторонний предмет, который и вынудил машиниста начать резкое торможение, но, по словам эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павла Зюзина, такое торможение, как раз наоборот, препятствует сходу поезда с рельсов.
«Вероятно, экстренное торможение сегодня было вызвано не нахождением постороннего предмета на путях: применение экстренного торможения препятствует сходу поезда с рельсов, а значит, возможно, машинист применял экстренное торможение, уже понимая, что поезд сходит с рельсов и может столкнуться с тоннелем – таким образом он пытался минимизировать ущерб и размер аварии», — рассказал он The Village.
Другой версией властей стал дефект колесной тележки вагона. Источник агентства «Интерфакс» предположил, что проблема могла возникнуть в ее креплении с корпусом метропоезда. Причиной крушения могло стать и проседание полотна из-за ремонтных работ на параллельном участке, говорит представитель СК Владимир Маркин, что в сети оценили уже как более близкую к правде версию.
Еще 13 июля пользователи форума портала «Наш транспорт» заметили, что по 1-му и 2-му пути на участке перегона «Парк Победы» — «Киевская» было введено ограничение скорости до 60 км/ч из-за плохого состояния рельс, пассажиры жаловались также на сильное дребезжание. Несмотря на это, ранее в метрополитене отчитывались, что пути в порядке.
Также Маркин упомянул версию о несработавшей стрелке, согласно которой поезд на полном ходу врезался в стену, разделяющую два тоннеля. Источники Life News говорят, что стрелка еще не успела встать в нужное положение, когда произошел скачок напряжения на контактном рельсе. Однако в МОЭСК утверждают, что никаких перепадов напряжения между «Парком Победы» и «Славянским бульваром» зафиксировано не было.
В поисках правдоподобных версий журналисты поговорили с машинистами. Представитель независимого профсоюза сотрудников метрополитена Василий Шеляков рассказал радио «Свобода», что причиной катастрофы действительно могла стать неисправная стрелка или повреждение рельса. По словам Шелякова, причиной также могла стать политика руководства метрополитена, которое закрывает глаза на неисправности и экономит на безопасности пассажиров.
«Это все из-за прихода нового руководства Метрополитена, в том числе Ивана Беседина. При Гаеве было лучше, запчасти были и в депо, и составы постоянно ремонтировались. А при новом начальстве новые составы, и когда записываешь в журнал неисправность, идет отписка: сообщено заводу-изготовителю. Экономят и на рабочих. Работников сокращают, а один человек выполняет обязанности троих людей», — говорит он.
Машинист-инструктор Сергей Траханов в беседе с журналистами «Большого города» предположил, что причиной могла стать поломка в колесной паре.
«Скорее всего, под третьим вагоном произошел сход тележки подвесного состава. Почему это случилось, пока неизвестно: возможно, сломалась колесная пара, поэтому и произошел сход», — говорит он.