«Дождь» остается Optimistic Channel и не планирует закрываться. Как выжить независимому от власти телеканалу, за несколько дней потерявшему большую часть своей аудитории? Эксперты Medialeaks видят варианты спасения: продажа стороннему инвестору либо быстрое наращивание зрителей в интернете. Государство намекает, что можно избежать конфликта, поработав над репутацией.
Руководство «Дождя» отказалось закрывать телеканал в связи с потерей 80% технического охвата аудитории. «Мы попытаемся остаться телевидением», — заявил на экстренной пресс-конференции во вторник инвестор телеканала Александр Винокуров.
Но сохранить телеканал, финансируемый из личных средств основателей, невозможно без распространения в кабельных и спутниковых сетях, которые дают нужные рекламодателям показатели аудитории, признают в руководстве. «Отключения от большого количества абонентов, 80% технического охвата, это закрытие нас как телевидения», — заявил Винокуров.
Телеканал, еще неделю назад считавшийся одним из самых успешных медиапроектов в России, встретил нынешние трудности с убытками. Его владельцы планировали выйти на прибыль лишь в 2015 году. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Телеканал Дождь» в 2012 году составила 285,6 млн рублей, чистый убыток — 124,4 млн рублей (всего в распоряжении телеканала активов на 341 млн).
Сейчас основная статья дохода телеканала — продажа телевизионной рекламы. По словам Винокурова, в 2014 году телеканал планировал заработать примерно 20-25% на продаже контента платным операторам и подписки на сайт, остальное, примерно 80%, рассчитывали получить от продажи телевизионной рекламы. Без 17,4 млн домохозяйств, которые обеспечивали распространение сигнала «Дождя» крупными кабельными операторами, телеканал не сможет заинтересовать рекламодателей и заработать на продажах телевизионной рекламы.
В понедельник вечером последний крупный оператор кабельного телевидения «Триколор ТВ», обеспечивавший телеканалу половину всего технического охвата, отключил «Дождь». Именно отказ «Триколор ТВ» передавать сигнал «Дождя» поставил существование телеканала под вопрос. Ранее от трансляции телеканала отказались компании-операторы «Акадо», «НТВ+», «ЭР-Телеком», «Билайн» и «Ростелеком». В совокупности они давали «Дождю» 35% технического охвата.
Пока «Дождь» транслируют 252 небольших региональных оператора, но все они не могут спасти телеканал. В результате «Дождь» пока сохраняет около 2 млн домохозяйств, получаюших сигнал, то есть около 15% от прежней 17,4-миллионной аудитории. Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева называет происходящее «гибелью».
Восстановить репутацию в глазах «Ростелекома»
Ради спасения телеканала руководство во вторник объявило публичную оферту для кабельных операторов. До конца 2014 года телеканал предлагает операторам бесплатно распространять контент «Дождя». До сих пор операторы, за исключением «Триколор ТВ», платили «Дождю» за возможность транслировать телеканал.
Во вторник стало ясно, что оферта достигла адресатов. Появилась даже надежда уладить конфликт с властью, но с особым условием. Пока на «Красном Октябре» давали пресс-конференцию, «Ростелеком» заявил о готовности вернуть телеканал в свои сети. Но по требованию госкомпании до начала возможных переговоров телеканал должен восстановить свою репутацию. Об этом агентству «Интерфакс» сообщил официальный представитель «Ростелекома» Валерий Костарев, правда, не пояснив, что имел ввиду под «восстановлением репутации».
«Решение продолжать вещание, раздавать операторам сигнал бесплатно, внедряться в другие каналы распространения – это проявление, в первую очередь, политической смелости. Очевидно ведь, что «Дождь» пытаются задушить по политическим соображениям и к бизнесу это никакого отношения не имеет. А Синдеева с Винокуровым не боятся продолжать работу”, — заявил Леонид Бершидский, медиаменджер, создатель Slon.ru (интернет-издание принадлежит медиахолдингу “Дождь”).
ТВ-приставки и онлайн-телевидение
В экспертном сообществе полагают, что телеканал попытается сформировать новую аудиторию. Технический охват помогут частично возместить телевизионные приложения (Smart TV, Google TV, Дюна, Картина-ТВ, Apple TV), позволяющие телевизорам транслировать интернет-телевидение, говорит гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.
Но доля владельцев телевизоров с возможностью выхода в интернет не сопоставима с охватом кабельного телевидения, рассказали Medialeaks аналитики iKS-Consulting. По данным компании, на декабрь 2013 года количество абонентов кабельного ТВ в России превысило 33,6 млн, объем рынка составил 52 млрд руб. При этом, по оценкам той же iKS-Consulting, доля владельцев телевизоров с выходом в интернет в больших городах составляет лишь 15% от всех телезрителей.
По мнению Брюквина из «Рустелекома», тв-приставки помогут возместить 10-15% утраченной аудитории, но подключить телезрителей к приставкам — задача сложная. Кроме того, для телеприставок руководству «Дождя» нужно создать специальные приложения, а на это уйдет время.
«Полагаться только на приложения, в отсутствии трансляций по кабельному телевидению, нельзя. Это утопия, пока не будут запущены приложения, канал будет вещать в никуда. На запуск приложений потребуется несколько месяцев», — объясняет Брюквин.
Более перспективной выглядит стратегия повышения числа зрителей за счет онлайн-тв, то есть трансляции в интернете, когда канал можно смотреть у себя в браузере. Такая стратегия поможет сформировать 20-25% аудитории телеканала. Согласно исследованию аналитического агентства «Рустелеком», проведенного в конце прошлого года, онлайн-тв в России охватывает 56 млн устройств. В эту цифру входят как телевизоры с функцией Смарт-ТВ, телевизионные приставки, так и устройства (компьютеры и планшеты), способные получать сигнал через браузер. Из 56 млн на планшеты и компьютеры приходится около 14,7 млн устройств.
«Рынок онлайн-телевидения в прошлом году получил от рекламы 4,9 млрд рублей, от подписки – 2,2 млрд. В связи с этим наиболее выгодной представляется стратегия совмещения: если телезрителю не нравится смотреть канал с рекламой, он может приобрести подписку, где рекламы не будет», — говорит Брюквин.
«Дождю» придется совершить чудо. По мнению Брюквина, интернет-сайту необходимо в ближайшее время привлечь около 10 млн пользователей. По данным TNS, интернет-аудитория телеканала в марте прошлого года составила 2,4 млн уникальных пользователей.
Кроме того, руководству «Дождя» придется пересмотреть условия подписки. Телеканал ввел платный доступ к своему контенту в интернете в сентябре 2013 года. Это было одним из условий кабельных операторов.
«Если вдруг случится что-то ужасное, я обещаю, что те суммы, которые заплатили за подписку, мы сможем вернуть», –сказал на пресс-конференции Винокуров.
Чужой инвестор
Наталья Синдеева много раз говорила, что пытается создать в России независимое от власти телевидение, которое при этом могло бы окупать себя. Насколько это вероятно? Эксперты ждут, что скоро телеканал либо закроется, либо потеряет былую независимость.
«Дождь» потерял почти все, что имел. Продержаться какое-то время, возможно, около года, помогут тв-приставки и увеличение числа интернет-аудитории. Но этого будет недостаточно для рекламодателей, а соответственно и для необходимой прибыли. У телеканала очень ограниченная аудитория, а теперь она будет еще и ограничена техническими возможностями. Поэтому он не жизнеспособен без дополнительных денежных вливаний со стороны», — говорит исполнительный директор аналитической компании Direct INFO Алексей Кондрашов.
Привычная схема действий с бизнесменами, которые себе позволяют слишком много. Основатель «Евросети» Евгений Чичваркин в интервью журналу GQ прямо говорит, что его уголовное преследование было связано с желанием купить компанию, попутно занизив цену. Владельцы «Дождя» могут попасть в сходную ситуацию.
«Вполне можно ожидать, что у телеканала появится инвестор со стороны. И вряд ли это будет средний бизнес, скорее, один из крупных медиахолдингов. Владельцам «Дождя» выбирать особенно не из чего, поэтому они должны искать все возможности», — говорит Кондрашов.
«В ближайшей перспективе «Дождь» не сможет существовать без дополнительных частных инвестиций», — согласен с ним Брюквин.
Во вторник на пресс-конференции Александр Винокуров рассказал, что встречался в 2011 году с представителем миллиардера Алишера Усманова и обсуждал продажу телеканала, но отметил, что было бы неверно считать это предложением о продаже. Но если кто-то из медиамагнатов и решит войти в число владельцев «Дождя», то после произошедшего делать это он будет с разрешения Кремля.