Одна из самых престижных авиакомпаний мира Qatar Airways, которая неизменно входит в топ авиаперевозчиков с пятизвездочным рейтингом, внимательна не только к своим клиентам, но и к сотрудникам, причем к последним даже слишком. Небогатые азиаты, которые составляют подавляющее большинство персонала авиакомпании, работают на условиях, далеких от роскоши. Вмешательство в личную жизнь, слежка и отсутствие возможности самостоятельно определять, выходить ли замуж и рожать детей, в Qatar Airways оцениваются в стартовые 2000 евро в месяц. Для сравнения: ежемесячная зарплата опытных бортпроводников российских авиакомпаний составляет от 60 000 до 100 000 рублей.
В 2013 году Qatar Airways была признана второй лучшей авиакомпанией мира после Emirates. В Qatar Airways (как и в Emirates, и Etihad Airways, которые также причислены Международной федерацией транспортных рабочих к авиакомпаниям, ущемляющим права рабочих) 90% сотрудников — иностранцы. Согласно правилам компаний, рабочие не имеют права на создание союза или коллективный договор.
Внимание к проблемам стюардов и стюардесс люксового перевозчика привлекла Международная федерация транспортных рабочих. Организация опубликовала на прошлой неделе релиз, где процитировала контракт, под которым должны оставлять свои подписи все женщины, желающие работать в Qatar Airways.
«Вам необходимо получить предварительное разрешение компании, в случае, если вы захотите изменить свой семейный статус и выйти замуж. Работник обязан уведомлять работодателя о наступлении беременности с того момента, как это стало ему известно. Работодатель сохраняет за собой право расторгнуть договор с момента его оповещения о беременности. Отсутствие уведомления или утаивание факта беременности от работодателя приравнивается к нарушению договора».
Буквально через день во французской газете Liberation вышла заметка, в которой анонимный бортпроводник Qatar Airways под вымышленным именем Алекс рассказал изданию, как живут сотрудники одной из лучших авиакомпаний мира. Medialeaks публикует отрывки из его монолога.
…Больше всего меня шокировало то, как они вмешиваются в нашу личную жизнь. Если стюардесса хочет выйти замуж, она должна пойти и спросить разрешения у менеджера, это прописано в контракте. Сотрудники могут флиртовать друг с другом, но если кто-то забеременеет, то почти гарантированно будет уволен. Одна моя коллега, индианка, забеременела. Она знала, что ее могут выставить из компании, помимо того, что ее могла отвергнуть семья, и решила сделать аборт. Поскольку аборты запрещены в Катаре, ей пришлось искать соответствующие препараты в Нью-Дели.
…У нас существует комендантский час, предписание возвращаться не позже 3 часов ночи. Мы живем в Дохе, в строениях, принадлежащих компании. Для входа и выхода у нас есть специальные карточки. Таким образом, в компании всегда более-менее знают, когда мы находимся дома.
…С одним моим коллегой такое произошло такое событие. Его сфотографировали в момент, когда он закуривал, ночью, в клубе. Но в Qatar Airways существует запрет на курение, и он распространяется, в том числе, и на наше свободное время. Фото попало к менеджеру. На следующий день он был уволен.
…Существуют разные способы давления. Меня, например, за опоздание (были проблемы с транспортом), наказали запретом покидать мое жилье в Дохе в течение 6 месяцев, кроме как, конечно, для работы. Это лишает возможности видеться с семьей в Европе. Я чувствовал себя мальчишкой, которого наказали в школе. Чтобы покинуть территорию во время отпуска, необходимо запросить специальное «разрешение на выход». Это занимает много времени (минимум 3 дня), очень утомительно (все оформляется официальными бумагами), при этом нет гарантий, что разрешение ты в итоге возьмешь.
…Здесь существует закоренелая культура доносов, которая распространяется на все уровни иерархии. Например, менеджер увидел, как кто-то из сотрудников пользуется телефоном, хотя нам запрещено вообще иметь при себе мобильный, когда мы в униформе. Если менеджер закрыл на это глаза, то другой сотрудник, который тоже при этом присутствовал, донесет на менеджера за то, что он не отреагировал на ситуацию. Все следят за всеми. Это слегка делает параноиком! За два года, пока я здесь работаю, я встретил только одного человека, которому действительно могу доверять.
…Многие из сотрудников Qatar Airways хотели бы работать в другой компании, но они остаются из-за зарплаты. В начале карьеры она составляет от 1700 до 2000 евро. У нас есть кров, большую часть времени мы накормлены, транспорт для нас бесплатный, мы можем откладывать деньги. Большая часть сотрудников – азиаты (индийцы, филиппинцы, таицы, китайцы), и эти деньги необходимы их семьям для того, чтобы выжить.»