Эксперт «МК» считает, что удешевлению воздушных перевозок мешают вовсе не бортовые обеды
Министерство транспорта России хочет разрешить авиакомпаниям не предоставлять на борту бесплатное горячее питание во время перелетов. До этого ведомство намеревалось предоставить перевозчикам возможность отменить бесплатную норму провоза багажа. Делается это, естественно, из лучших побуждений: чтобы снизить стоимость авиабилетов. «МК» выяснил у экспертов, насколько эффективны будут эти предложения Минтранса и появится ли в нашей стране система дешевых и популярных во всем мире авиатакси?
фото: Василий Яшкинас
Минтранс в своем новом проекте приказа «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила» предложил, скорее, не отменять бесплатное горячее питание в самолетах, а отнести его к дополнительным услугам повышенной комфортности. Цель вроде бы благая: сделать авиаперелеты более доступными для пассажиров, создать сегмент низкобюджетных перевозчиков или, говоря бюрократическим языком, «простимулировать развитие лоукостеров на рынке авиаперевозок».
— Я думаю, пассажиров это совсем не обрадует, — рассказала Наталья, сотрудница одной из крупнейших компаний по продаже и бронированию авиабилетов. — При заказе билетов даже на сравнительно близкие расстояния они часто спрашивают: вкусно ли кормят, какие будут варианты обеда. Конечно, бывает, заказывают дополнительные услуги — детский набор или мусульманское питание. Но, чтобы вообще не есть горячего на борту — думаю, это неправильно.
Правда, источник «МК» в руководстве аэропорта «Шереметьево-2» считает иначе:
— Система лоукостеров или дискаунтеров, а, проще говоря, авиатакси, очень популярна во всем мире. Просто сел и полетел, без всяких дополнительных услуг: пледов, горячего питания, развлечений. Но зато есть разница в цене билета — например, не 112 тысяч за перелет, а 30 тысяч рублей. Сейчас у людей просто нет альтернативы, а с ведением новых правил она появится: лететь дешевле со своими бутербродами или гораздо дороже, но с горячим питанием. Оно, кстати, очень дорого обходится: дополнительный вес, очень дорогая одноразовая посуда и т.д.
Также для развития лоукостеров Минтранс предлагает ввести невозвратные билеты, разрешить работать иностранным пилотам и отменить бесплатную норму провоза багажа.
— Эти меры хорошо сказываются на уменьшении стоимости авиабилетов и приняты во многих авиакомпаниях мира, но, думаю, у нас все равно будут проблемы с развитием лоукостеров, — продолжает наш эксперт. — Ведь в России уже была компания, которая летала за смешные деньги. Например, во Владивосток не за 30, а за 4 тысячи рублей. Но она быстро разорилась — у нас высокие налоги, но, главное, крайне дорогой лизинг самолетов. А своего парка у авиакомпаний практически нет. Поэтому и экономия на горячем питании, провозе багажа вряд ли сильно поможет развитию российского авиатакси.
Кстати, еще новый проект приказа Минтранса предлагает обязывать перевозчика размещать детей до 12 лет на местах рядом с их родителями при предоставлении пассажиром при бронировании билета информации о следующих вместе с ним несовершеннолетних детях. Это значит, что у пассажира появится право на предоставление этой информации туроператору. Ведь сейчас совместное размещение детей до 12 лет и их родителей не относится к обязанности перевозчика, что нередко создает дополнительные проблемы и приводит к нарушению прав пассажиров.