Автопортрет Ван Гога 1889 года всё-таки оказался подлинным, выяснили эксперты в Амстердаме. Картина была загадкой для искусствоведов на протяжении 50 лет, но современные технологии и целое расследование помогли вскрыть правду. Теперь портрет считается уникальным — и именно его особенность заставила экспертов ломать голову.
Портрет задумчивого Ван Гога 1889 года заставлял искусствоведов сомневаться в его подлинности аж с 1970 года, пишет Associated Press. Ведь он сильно отличался от других картин художника. Особенно экспертов смущали нетипичные цвета: слишком мрачными и приглушёнными показались синий и жёлтый, а ведь в тот период Ван Гог использовал более яркие, уточняет BBC.
Ещё искусствоведы заметили, что в портрете использованы не рельефные мазки, а сглаженные, то есть художник должен был работать мастихином — своего рода маленьким шпателем для художников.
Исследователь музея Ван Гога — Луи Ван Тилбург — сказал:
То есть он рисовал и прямо в процессе внезапно решил, что картина должна стать плоской.
Вот так выглядит сама картина.
Норвежский национальный музей в Осло купил её в 1910 году у парижского коллекционера, и картина стала первым автопортретом художника, который попал в коллекцию музея. Её покупали как подлинную, но из-за того, что искусствоведы никак не могли прекратить спорить, портрет отправили на экспертизу в 2014 году.
Картина уехала в Амстердам, и даже те, кто должны были её проверять, не обещали представителю музея — Май Бритт Гуленгу — ничего хорошего:
Когда мы доставили картину в 2014-м, они предупредили нас, сказав: «Вам могут не понравиться результаты, и, возможно, мы никогда не узнаем правду».
Эксперты исследовали картину несколько лет: светили рентгеном холст и исследовали мазки. Они выяснили, что в тот период Ван Гог использовал похожие краски. А ещё исследователи читали письма Ван Гога его брату, Тео. Оказалось, что художник упоминал картину, когда рассказывал брату о своём плохом самочувствии. Он сам описал портрет как «попытку во время болезни». Дело в том, что в то время Ван Гог страдал от психоза и провёл много времени в лечебницах. А написал портрет, предположительно, после того, как почувствовал себя лучше после лечения в психиатрической лечебнице Сен-Реми на юге Франции. С того момента, как художник отрезал себе ухо, тогда прошёл год. А ещё через год после написания портрета (в 1890-м) художник покончил с собой.
Всё это делает картину уникальной. Ведь получается, что портрет — единственная работа, написанная художником во время болезни.
Эксперт по Ван Гогу даже считает, что в этом и заключается особое очарование автопортрета:
И хотя Ван Гогу было страшно признать, что он находится в том же состоянии, что и пациенты психиатрической лечебницы, он, возможно, нарисовал портрет, чтобы примириться с тем, что он видел в зеркале: человеком, которым он не хотел быть. Это делает картину такой выдающейся и даже терапевтической.
Пока картина висит в музее Ван Гога в Амстердаме. Её не торопятся отдавать обратно в Норвегию — «домой», в Осло, портрет вернётся только в 2021 году, но зато в новый национальный музей.
Произведения искусства нередко становятся загадками для людей. Так, полицейские не могли найти украденную картину Густава Климта, и это неловко, потому что шедевр не покидал галерею.
А иногда люди не могут избавиться от неожиданных открытий, связанных с известными шедеврами. Как когда на культовой картине Эдварда Мунка увидели собаку.