Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил инструкцию по мерам безопасности в церквях в связи с пандемией коронавируса. Русская православная церковь никогда не прерывала совершения таинств из-за эпидемий и не будет этого делать и сейчас. Однако церковь примет все возможные санитарные меры: закупит одноразовую посуду и будет дезинфицировать ложечки для причастия, а священнослужителям рекомендовано воздержаться от «преподания руки для целования».
Московский Патриархат опубликовал документ с рекомендациями и предписаниями для священослужителей 17 марта. Изменения коснулись обрядов, которые из-за эпидемии вируса могут быть опасны для людей, например причастия и крещения. Также рекомендовано приостановить работу воскресных школ, приходских секций и кружков.
Традиционно во время причастия священник дает прихожанам из общей чаши хлеб и вино, которые, как считает церковь, преосуществляются в тело и плоть Христову. Верующие получают его из общей ложечки. Теперь же в связи с коронавирусом в обряд внесены небольшие коррективы: ложечку будут протирать спиртом после каждого человека. «Запивку» будут давать в одноразовой посуде.
В новейшей истории РПЦ это беспрецедентный случай, однако подобная практика бытовала в дореволюционной России в период эпидемий. Для таинства крещения священники будут менять и освящать воду после каждого обряда, а салфетки «для утирания уст» и ватные палочки для миропомазания — сжигать.
Исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). В случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней прихожанам следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.
Данная инструкция будет действовать до тех пор, пока ситуация с коронавирусом не изменится в лучшую сторону. А до тех пор Православная церковь призывает людей «укрепиться в вере и заботиться о своих ближних».
В непростое время эпидемии действительно стоит попробовать быть добрее друг к другу: как, например, автор одной записки, которую водитель «Шестёрки» обнаружил у себя под дворниками. И не стоит из-за изоляции во время коронавируса терять контакты с окружающими, а то окажетесь на месте Джареда Лето: он 12 дней медитировал в пустыне, и вернулся в совершенно незнакомый мир.