После авиакатастрофы Boieng-737 в Казани летать все страшнее, во многом из-за недостатка информации. Покупая билет на самолет, человек получает совсем немного сведений: аэропорт вылета, время полета, номер рейса и модель самолета. Достаточно ли этого для пассажира, чтобы хоть как-то уменьшить риски, разбирался Medialeaks.
Модель самолета. Может помочь
Покупая билет, пассажир уже заранее знает модель воздушного судна, а на сайте авиакомпаний, как правило, есть сведения об авиапарке. Кроме общих характеристик судна (количество мест, скорость, дальность полета, длина самолета, тип двигателя), на сайтах указывается и название самолета.
Что дает пассажиру это знание? С его помощью клиенты авиакомпаний могут узнать историю конкретного самолета — его возраст, бывших владельцев и количество летных часов.
Уточнить, на каком именно самолете предстоит полет, можно, позвонив в авиакомпанию. Дальнейшую информацию о судне можно отыскать на специальных сайтах. К примеру, Planespotters дает информацию о флоте любой авиакомпании мира.
То есть пассажиры злополучного рейса Москва-Казань могли до вылета узнать, что их самолет эксплуатировался более 20 лет по всему миру, в том числе и в Африке. Но есть нюанс. Авиакомпании, продавая билет, могут заменить борт на другой.
«Я часто с этой проблемой сталкиваюсь. На эту графу внимание никто не обращает, но при покупке билета указано, что авиакомпания оставляет за собой право замены борта самолета, — рассказывает бортпроводница «Аэрофлота» Виктория. — Борт заменяют по соответствию количества мест».
Именно так и произошло с рейсом авиакомпании «Татарстан», там более свежий, но менее вместительный Bombardier заменили на Boeing-737 прямо перед вылетом.
Возраст — это не важно
Надо учесть, что предельный срок эксплуатации самолетов мало что значит. Правильнее обращать внимание на летные часы, кроме этого, срок службы отдельных частей самолета разный и старение надо рассматривать для каждого отдельного лайнера.
«Когда выпущен самолет — не самый главный фактор. Самолет летает по налету, то есть как таковой возраст его не важен. Есть предполетные подготовки, авиатехническое плановое обслуживание (D-check, C-check, A-check)», — рассказывает бывший сотрудник центра управления полетами одной из региональных компаний.
В России падают и отечественные самолеты, и западные «Боинги», и «Аэробусы», и даже относительная новизна самолетов тут не поможет. Авиатехник, работающий в одной из прибалтийских авиакомпаний, говорит, что старые и новые самолеты ломаются хоть и по–разному, но новые ломаются даже чаще из-за недостаточной обкатанности пришедших машин.
«Это не влияет на безопасность полетов, лишь на экономическую составляющую, по которой самолет должен летать по 16 часов в сутки, чтобы приносить прибыль. Так как я работаю в европейском регионе, у нас очень строгие правила по обслуживанию самолетов, при обнаружении дефекта самолет останавливается на неопределенный срок до устранения», — говорит авиатехник.
Так, например, упавший в Казани Boeing имел возраст 23 года. По «самолетным» меркам это было совсем не много.
Важно: узнать о бывших неисправностях нельзя
Зато у разбившегося в Татарстане самолета, как выяснилось позже, была плохая летная история: уже после трагедии в аэропорту Казани генеральный директор авиакомпании подтвердил, что еще год назад на нем происходила разгерметизации кабины пилотов. Вероятно, многих это бы отпугнуло, но сведения от неисправностях самолета недоступны. Компании закрывают от публики эту информацию.
«У каждого самолета когда-либо были неисправности. Если о них знать, вряд ли вообще захочется летать. Важно то, что перед вылетом они точно были устранены. На каждом самолете есть спецжурнал, в нем зафиксирована неисправность и ее устранение, подпись техника. Журнал всегда остается на самолете, но информацию из него пассажиру читать не дадут», — рассказывает бортпроводница «Аэрофлота» .
Аэропорты и техники. Бесполезное знание
Еще один критерий, который известен покупателю авиабилета, – аэропорт вылета. Но это знание не дает никаких предпосылок для выводов о безопасности будущего полета.
Есть международные стандарты, под которые стремятся попасть развивающиеся аэропорты. Например, группа аудиторов ассоциации по сертификации «Русский регистр» проверяет систему менеджмента качества аэропорта, учитывая наземное обслуживание пассажиров и багажа, обслуживание воздушных судов на перроне, а также обеспечение авиационной безопасности. По результатам проверки аэропорты получают или не получают сертификат на соответствие международным стандартам ISO 9001, который нужно впоследствии подтверждать. Правда, дело в том, что сертификаты имеют все действующие аэропорты. Российские публикуют на сайтах сообщения о присвоении им того или иного сертификата качества.
Самолеты перед полетом осматривают техники. Это, как правило, техники наземных служб или же собственные техники авиакомпании.
«На дальние полеты всегда летит техник и досматривает самолеты. На ближних полетах самолет досматривается в месте прилета наземными службами. Кроме этого, сами пилоты, хотя чинить они сами не могут, оценивают состояние самолета, — рассказывает бортпроводница. — В основном каждая компания отправляет на рейсы туристических направлений своих техников в командировки, они выпускают самолет оттуда в Москву под своим контролем».
Узнать квалификацию конкретных техников пассажиры, конечно же, заранее не могут.
Пилоты. Пьянство
Пьянство пилотов – еще одна причина для аэрофобии. Летчики пьют за штурвалом, это признавал даже министр транспорта.
«Мы не можем написать в нормативной базе: «Запрещено летать выпившему пилоту». Хотите? Давайте это напишем и будем единственной страной в мире, где это будет написано. Алкотестеры давайте вам в кабину привезем. Будем заходить и давать вашим пилотам алкотестеры. Все к этому идет», — горячился министр Игорь Левитин в октябре 2011 года.
По сообщению Росавиации, в 2010 году алкоголь обнаружили у четверых пилотов, в 2009 — у 11 летчиков. Даже непонятно, как отлавливают выпивших асов перед полетом.
Собеседники в авиации все отрицают, но признают, что экипажи перед полетом тесты на алкоголь не сдают, только общаясь с медкомиссией.
«Я недавно зашла на форум, было интересно почитать, что пассажиры пишут. Так вот многие пишут, что «посадка была тяжелая, летчики, наверное, были пьяные». Это абсолютно неправильное мнение. Я не знаю, откуда оно складывается, но никто никогда не пустит пьяного летчика за штурвал, это сто процентов. Мы проходим медкомиссию все. Мы не сдаем текст на алкоголь, но к этому все очень серьезно относятся. Летчиков пьяных нет, и если были помехи при посадке, то это зависит от внешних условий», — рассказал Medialeaks бортпроводник из «Аэрофлота».
Тут, конечно, все на совести медперсонала. В сентябре 2012 года АН-28 потерпел катастрофу на Камчатке, погибли 10 человек, включая двух пилотов. Позже выяснилось, что они употребляли алкоголь. СМИ тогда цитировали собеседников из следственной группы, которые сказали, что фельдшер в аэропорте не заметила признаков опьянения и лишь проверила у них пульс. В итоге предположили, что пилоты выпили уже в воздухе.
«Нет ничего странного в том, что не существует отдельного теста на алкоголь. Врачи на медконтроле опытные и никогда не пропустят человека со стеклянными глазами, со шлейфом или с ненормальным давлением или пульсом. Бывает, так несешься на вылет, пробираясь через пробку по Москве, бегом на стартовый медконтроль заскакиваешь, колотит всего, пульс измеряют, констатируют повышенный — сидишь минуту-две, пока пульс восстанавливается. Если давление не в норме — поехал домой, вызывают экипаж из резерва», — рассказывает один из пилотов.
Но иногда случаются накладки. В 2008 году по результатам расследования крушения Boeing 737-500, в котором погибли 88 человек, было объявлено, что в тканях командира воздушного судна Родиона Медведева был обнаружен алкоголь.
Как с этим бороться пассажирам? В 2008 году телеведущая Ксения Собчак при поддержке пассажиров ссадила с самолета пилота, поскольку люди в лайнере посчитали подозрительной его речь. Позднее Собчак говорила, что прорвавшись в кабину к пилотам, почувствовала запах алкоголя. Но Росавиация потом объявила по итогам проверки, что пилот был трезв. Снова нюанс: чтобы заранее знать, пьяный пилот или трезвый, нужно быть Ксенией Собчак, как минимум.
Есть и есть другая проблема, связанная с пилотами: их попросту не хватает, поэтому рабочий график летчиков заполнен до предела. В конце прошлого года компания Boeing сообщила, что до 2031 года России и странам СНГ понадобится дополнительно 11 900 пилотов. При этом из летных училищ России выпустились около 600 свежеиспеченных пилотов.
Нехватка пилотов привела к тому, что Минтранс разрешил на многие рейсы выхордить экипажем из двух, а не трех пилотов, доведя предельный срок работы до 900 часов в год. Многие пилоты тогда говорили в СМИ, что из-за новых требований они работают по 14 часов подряд.
Менеджмент расскажет многое
Что нужно сделать, чтобы не попасть в самолет, за штурвалом которого падающий от усталости летчик? Работники авиации советуют обращать внимание на менеджмент авиакомпаний.
«Из моих личных наблюдений: если генеральный (директор) пилот в прошлом, то все у пилотов хорошо, если коммерсант – то не так уж», — комментирует ситуацию сотрудница одной из авиакомпаний.
«Выбирать нужно компании, которые эксплуатируют новую технику и не задерживают зарплату своим сотрудникам — это залог безопасности пассажиров», — дополняет один из российских пилотов.
«Самые большие зарплаты у Nordwind. В UTair хороший парк, но там проблемы с руководством: «принеси то, не знаю что», — рассказывает один из пилотов. В «Аэрофлоте», говорят пилоты, зарплаты летного состава не могут конкурировать с другими компаниями. Шереметьевский профсоюз летного состава даже судился с компанией, но после выигранного дела два активиста оказались в тюрьме по обвинению в шантаже руководства.
Рейтинги: за и против
Покупая билет, обратить внимание стоит и на место авиакомпании в рейтингах безопасности. Один из таких рейтингов, подготовленный на основе данных Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), в 2009 году на своем сайте публиковала даже Росавиация.
Еще в 2009 году в рейтинге, который упоминался выше, первую строчку занимала компания «Уральские авиалинии». За ней следовала «Сибирь» (S7), «Аэрофлот», а также Utair и «Глобус».
Может, так и лучше для человека — поменьше знать о предстоящем полете, лишь надеясь на мастерство пилота, надежность техники или веру в высшие силы? Но практика показывает, что минимизировать риски точно может и сам пассажир. Присмотреться к самолету перед тем, как в него войти, обратить внимание на иллюминаторы и другие его элементы. Именно так, заметив пробоину, в Польше в этом году предотвратил возможную катастрофу пассажир Boeing 767. Самолет должен был лететь из Варшавы в Нью-Йорк. На взлете один из пассажиров заметил, что из крыла самолета вытекает топливо, и сообщил об этом бортпроводнице. В результате самолет вернули в аэропорт, а неисправность была устранена.