Экономика падает, бюджет секвестируется, банки разоряются, но, как выяснил Medialeaks, ничто не заставит российских клерков отказаться от новогоднего корпоратива. Пока «Почта России» и другие госкомпании одна за другой отменяют вечеринки, event-агентства и их коммерческие клиенты находят способы борьбы с кризисом, чтобы провести долгожданную вечеринку. Что придумывают организаторы и заказчики ради новогодних банкетов?
«Заявки упали в 1,5-2 раза»
О том, что проблемы у event-индустрии есть на рынке event-компаний, говорят уже вслух. Профессиональные организаторы праздников всегда считались индикатором благополучия фирм: чем больше денег они тратили на свои банкеты, тем лучше обстояли их дела с бюджетом. В 2013 году чиновники и бизнесмены заговорили о кризисе: Минэкономразвития сократило прогноз по росту экономики, стабильность банковской системы поставлена под угрозу, на этом фоне сам президент обратил внимание на дорогостоящие корпоративы госкомпаний и поручил их руководителям быть скромнее. Такая ситуация не могла обойти стороной event-менеджеров, работающих с коммерческими компаниями уровня обувной марки Respect, автодиллера «Рольф» и Kia Motors.
«Бюджеты сильно сократились, и заказы упали. По сравнению с прошлым годом заявки упали в полтора-два раза. Никто не знает, что будет в следующем году, говорят, что будет кризис», — сказала Medialeaks руководитель спецпроектов агентства Adam-event Наталья Григорян.
Корпоратив — не дешевое удовольствие. В Москве за веселье ста сотрудников работодатель должен будет выложить порядка одного миллиона рублей за банкет в хорошем ресторане. Приглашение звезд различной величины будет стоить от 500 тысяч рублей, рассказали ML в event-агентстве Joyre Promo.
Среди клиентов агентства — Mazda, Сбербанк и СУЭК. Самый дорогой корпоратив в Joere стоит 2,2 млн рублей — и это без учета еды и аренды. В агентстве нашли способ борьбы с падающим спросом: оставили цены на декабрьские праздники на уровне лета.
«Мы просто взяли и оставили наши цены на уровне апреля, июня. Ведь в декабре по сравнению с остальными сезонами цены вырастают в два-три раза. А у нас сейчас цены обычные, и нехватки клиентов мы не чувствуем, скорее наоборот», — говорит одна из основателей агентства Ольга Можара, в прошлом — ди-джей радиостанции Love Radio.
Новый год в феврале
Сделать скидку на организацию праздника — это только один способ борьбы с недостатком клиентов. Желание выпить и поесть на новогоднем корпоративе у офисных работников есть, лишь бы не так кусались цены.
«Я слышу от агентств, ведущих, рестораторов и других участников event-индустрии — кризис! Они жалуются, что спрос упал. Ну так делайте же сами уступки! Баснословные суммы называют за аренду крытого помещения — от миллиона рублей. Сами завышают цену, и жалуются потом», — говорит Можара.
В Joere о новогоднем корпоративе клиентам начали напоминать еще в августе, когда цены на аренду ресторанов и меню были значительно ниже декабрьских — вдвое и даже втрое. Ради скидки свои аппетиты уняли и подрядчики, рассказывает Можара, — ведущие и знаменитости, которых приглашают выступать на праздники. «У нас есть система договоренностей, и наши партнеры к этому были готовы. Все понимают, что лучше отработать десять заказов, чем сидеть без дела в ожидании одного», — говорит руководитель проектов Joere.
О том, как обхитрить вынужденную экономию, думают и заказчики праздника. Многие клиенты берут на себя организацию ресторанов и еды, а некоторые и вовсе решают перенести новогодний корпоратив на февраль, когда цены ниже.
«У нас заявок на декабрь стало на четверть меньше по сравнению с прошлым годом. Но в общем их объем не сократился — клиенты переносят празднование на посленовогодний период — январь, февраль, когда дешевле. И там уже устраивают корпоративы вместе с тимбилдинговыми программами, это и полезно и приятно. Народ хочет праздновать и ищет способы, как бы это сделать эффективней», — сказала в беседе с Medialeaks руководитель проектов event-агентства Super Team Арина Кувшинова.
Экономия на празднике
Один из таких способов — отпраздновать Новый год не выходя из офиса. Согласно результатам декабрьского опроса Superjob, в этом году число компаний, которые устроят корпоратив прямо на рабочем месте, выросло до 15%. При этом, если верить данным рекрутингового портала, число фирм, которые не проводят корпоративы из соображений экономии, не меняется третий год подряд и держится на отметке в 3%.
Superjob описывает и программу мероприятий, их размах напрямую зависит от щедрости работодателей. В одних компаниях сотрудников ждет вечеринка в ресторане «с программой и ведущим» или даже поездка на горнолыжный курорт. А где-то, как рассказали кадровики Superjob, «компания частично компенсирует съем ресторана, а сотрудники сами оплачивают банкет в размере 2000 рублей» с человека.
Вообще, о том, сколько денег тратят компании на празднования Нового года, судить сложно. Если предположить, что банкет на сто человек стоит миллион рублей, столько же — аренда помещения, 500 тысяч — приглашенная звезда и порядка 70 тысяч за вечер берет ведущий (данные из открытых источников), добавить сюда цены event-агентств на разработку сценария, фотосъемку, услуги ди-джея и т.д. в размере 330 тысяч рублей ( у Joere такой пакет называется «Корпоратив ВИП»), то получится, что веселье бухгалтеров и кадровиков обходится работодателю как минимум в 3 млн рублей.
Не такая уж и маленькая сумма для небольшой компании. Правда, для гигантов и госкомпаний такие траты, что называется, курам насмех. Еще в начале декабря на сайте госзакупок были размещены заказы на организацию корпоративов, на которых красовались ценники в 50, 45 и 30 млн рублей. Такие деньги за праздник были готовы отдать госкомпании ВЭБ, РЖД и Сбербанк. Но настроение госслужащих испортил Владимир Путин, заявив, что тратить государственные деньги на корпоративы нельзя — это «чушь собачья».
В итоге после критики Путина праздник отменили «Почта России», РЖД, «Россети» и «Ростелеком».
«Ни одного заказа от госкомпаний»
Думал ли президент, что его слова ударят по карманам артистов? После выступления Путина заказов лишились даже профессиональные ведущие.
«У нас в этом году ни одного заказа от госкомпаний, в прошлом было где-то 20%. Вы же слышали слова Путина? Вот после этих слов у других агентств прям по 5 заказов разом слетели», — рассказал Medialeaks профессиональный тамада Михаил Васин, выступавший на корпоративах Unilever, TNK-BP и Loreal.
Васин также жалуется на падающий спрос — по сравнению с прошлым годом он упал в полтора раза, говорит артист.
Что же делать людям, если денег мало, но хочется веселиться? Приходится хитрить и ужиматься. В некоторых случаях запрещенный президентом «корпоратив» можно назвать спартакиадой и сделать так, чтобы он состоялся. А можно «скромно» отметить праздник без участия звезд первого эшелона.
«К нам обращаются клиенты и говорят — ну, мы в этом году скромно отметим… И заказывают себе… всего лишь «Иванушек Int». У всех разное понятие о скромности», — говорит сооснователь Joere Ольга Можара.
Впрочем, на рынке event-индустрии есть и такие игроки, которые считают, что оставшиеся без работы в новогодние праздники агентства во всем виноваты сами. По крайней мере, у жонглеров проблем с клиентами нет.
«Меньше заказов? Нет, не стало у меня меньше заказов, наоборот. Тут дело так обстоит: если есть, что показать, что дать клиентам, то и проблем нет», — уверен жонглер Денис Чиндяскин, с которым также поговорил Medialeaks.