«Левиафан» Андрея Звягинцева расколол зрителей на тех, кто считает фильм одним из лучших отражений российской действительности и тех, кто называет картину заказом Госдепа, несмотря на то, что съемки прошли при поддержке министерства культуры. Medialeaks разбирался, как на картину реагируют представители власти, блогеры и зарубежные критики.
Человек против государства
Идея фильма появилась у Звягинцева в 2008 году, когда он услышал историю сварщика из Колорадо Марвина Химейра — тот бульдозером разрушил цементный завод, который пытался отобрать у него дом. Позже было решено перенести действие картины в современную Россию.
Картина повествует о жизни жителя Крайнего Севера, столкнувшегося с государственной машиной в лице местной мафии во главе с мэром города. Съемки прошли в 2013 году в Кировске Мурманской области, на берегу Баренцева моря, где были построены масштабные декорации. Дополнительные съемки прошли в поселке Териберка.
Многие критики называют фильм очень злободневным для России, но режиссер просит видеть в нем общечеловеческие проблемы.
«Могу сказать одно: «Левиафан» стал ответом на многое из того, что происходит сегодня в стране, однако это было лишь толчком к созданию фильма, рассматривающего куда более важные проблемы человеческого бытия, чем просто и только актуальную и злободневную перспективу», — рассказал Андрей Звягинцев в интервью «Афише».
Проблемы у «Левиафана» начались еще летом 2014 года, когда министерство культуры отказалось выдать прокатное удостоверение фильму из-за нецензурной лексики. К тому времени он уже был отмечен критиками, получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий и награду Мюнхенского фестиваля в номинации «Лучший иностранный фильм».
Андрей Звягинцев сначала не хотел убирать мат из фильма, считая его органичным.
«Мы взвешивали каждое слово, там вся лексика уместна, эта живая речь, она тут помогает. Оскопленный язык, запреты — плохо для искусства», — объяснял он в июле.
Прокатное удостоверение с ограничением по возрасту «18+» фильм тогда все-таки получил. Позже создатели ленты решили отказаться от столь бескомпромиссной позиции ради того, чтобы «Левиафан» появился на экранах российских кинотеатров.
«Выбор был очевиден: или картина будет цензурирована, или зритель не увидит ее на экране. Зато закон не запрещает выпуск DVD с оригинальной версией. Ханжам и лицемерам рекомендую приобрести диск и насладиться ненормативом в уединении, среди домашних. Уверен, этим пуританам он известен даже лучше, чем авторам картины», — говорит Звягинцев.
Заказ Госдепа
Теперь фильм получил «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке» второй раз за всю историю российского кино и имеет все шансы претендовать на «Оскар». Список номинантов будет опубликован на этой неделе, 15 января. Однако уже сам факт выдвижения режиссер Андрей Звягинцев считает важным событием не только для фильма, но и для российского кинематографа в целом.
«Гораздо интереснее вопрос, как так случилось, что «Левиафан» пробил брешь в этой бетонной стене — был все-таки выдвинут оскаровским комитетом России на соискание премии? Можно без преувеличения сказать: произошел прорыв — номенклатура проиграла этот раунд. Извечное и всесильное российское кумовство вдруг дало сбой. Причины две: скандал 2011 года, на который оскаровский комитет отреагировал значительным расширением своего состава. Теперь в него попали люди, не ангажированные номенклатурой, в комитете появилось больше свободных людей, способных высказывать самостоятельные мнения», — рассказал он в интервью «Афише».
Продюсер фильма Александр Роднянский уверен, что «Левиафан» завоевал международное признание, потому что «история, рассказанная в фильме, абсолютно универсальна, она имеет отношение к личному опыту человека во многих странах мира».
Однако кинокритики и зрители по всему миру продолжают ассоциировать фильм с ситуацией в России, чем ставят представителей власти в стране в неловкое положение: с одной стороны нужно поддержать успешную российскую картину, с другой — намекнуть, что с показанным в ней они не согласны. Многие оценивают фильм лишь как публицистику, злободневный репортаж.
«Левиафан» — мрачное и сильное кино, по которому когда-нибудь будут судить об атмосфере путинской России. Те, кто в ней не живет, судят уже сейчас», — заявляет писатель Дмитрий Быков в «Новой газете».
Министр культуры Владимир Мединский, еще недавно обещавший не давать денег на фильмы про «Рашку-говняшку», заявил, что «Левиафан» — лишь одна из многих успешных российских картин, и рассказал о «высоком мастерстве наших кинематографистов».
«Всего же в прошлом году фильмы, поддержанные Министерством культуры и Фондом кино, получили более 30 наград и призов международных кинофестивалей, в том числе таких престижных, как Мюнхенский, Каннский и Венецианский. Это отличный стимул для работы над возвращением России статуса одной из ведущих кинематографических стран мира», — приводит его слова РИА Новости.
Глава поселка Териберка Мурманской области Татьяна Трубилина, где проходили съемки «Левиафана», назвала ленту «бесполезной и неправдоподобной», так как «поселок и его жители в фильме показаны односторонне негативно».
«Мои знакомые тоже посмотрели фильм и не поняли, о чем он. Он пустой! Все намешано: и власть, и человек. Киношники не общались с нормальными людьми, выбрали тех, кто деградировал, а таких у нас 1-2 человека. Это абсолютно антироссийский фильм. Поэтому он так нравится Западу», — заявила она «Комсомольской правде».
Такое мнение поддержали многочисленные провластные блогеры. Политолог Сергей Марков назвал «Левиафан» заказом госдепартамента США.
Идея о якобы имевшем место зарубежном заказе на фильм была перенесена на демотиваторы для распространения в соцсетях, разогретых политическими спорами в прошлом году. Пользователям предлагается «сделать выводы» на основании того, где «разработана премия «Золотой Глобус».
В итоге триумф «Левиафана» был проигнорирован ведущими федеральными телеканалами. Кинокритик Юрий Гладильщиков на сайте Forbes предполагает, что это был указ «сверху»: на такой вариант указывают одинаковые фразы, произнесенные ведущими «Первого канала» и «России 1», а также массовая реакция провластных деятелей.
О водке или о вечном
Авторитетный киноведческий журнал Sight and Sound назвал «Левиафан» одним из десяти лучших фильмов года. Кинокритик Райан Гилби, хоть и говорит о переданном в картине «микрокосмосе беззакония, охватившего сегодня Россию, где переплелись протекционизм, спекуляции и власть», но считает важными библейские аллюзии.
«Название фильма относит нас не столько к выныривающим время от времени из Баренцева моря китам или к выброшенным на берег их огромным скелетам, среди которых бродят герои фильма. Точно так же, как и одноименная книга (английского политического философа XVII века) Томаса Гоббса, оно отсылает нас к чудовищным силам государства, противостоящего таким людям, как главный герой фильма Коля. Городской священник сравнивает его с библейским персонажем Иовом, который во имя веры стоически переносил все сваливавшиеся на него несчастья», — пишет он.
Об этом же заявляет кинокритик газеты Guardian Питер Брэдшоу, увидевший в «Левиафане» дух «Жертвоприношения» Тарковского.
«Этот величественный российский фильм переносит в современную российскую действительность ниспосланное на библейского Иова страшное испытание. «Левиафан» — трагическая драма, захватывающая своей моральной серьезностью. Суровость и сила этой ленты возвышают ее на уровень ужасающего, беспощадного величия», — говорится в его рецензии.
Впрочем, некоторые издания увидели в картине лишь суровую российскую действительность, щедро приправленную водкой. Британский таблоид Daily Mail заявляет, что фильм мог бы быть покороче.
«Это мрачная история о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковью и водкой. Особенно водкой. Герои хлещут водку даже не стаканами. Они пьют ее прямо из бутылок. Пьют беспрерывно – на деловых встречах, дружеских застольях, даже во время стрельбы по мишеням… Махинации местной власти – суда, полиции, церкви – постепенно сводятся к истории, которую мы видим все больше и больше сквозь донышко водочной бутылки», — говорится в статье.
В российский прокат «Левиафан» выйдет, предположительно, 5 февраля. Однако несколько дней назад копия фильма уже появилась в сети. Звягинцев назвал это «печальным, но неизбежным событием», а у зрителей остается выбор — посмотреть фильм без купюр в сети или дожидаться массового проката.