Корреспондент Medialeaks провел две недели на Кавказе в одном из самых популярных зимних курортов, успев насладиться всеми прелестями внутреннего туризма. Пережив поборы, воровство и чуть ли ни став невольным соучастником преступления, ОЛЬГА ХОХРЯКОВА рассказывает, к чему нужно быть готовым, отправляясь отдыхать вместо Египта и Турции на Северный Кавказ.
На Кавказ приезжает две категории людей: катающиеся (сноубордисты и лыжники) – их большинство – и просто туристы, которым нравится дышать свежим воздухом и просыпаться с видом на горы за окном.
Наша небольшая компания относится к первой категории. И вот уже не первый год мы путешествуем по самым разным уголкам России, изучаем страну практически каждые праздники. Например, в прошлом году зимние каникулы мы провели за полярным кругом — под Мурманском, где тоже есть горнолыжные курорты. А в этом году решили попробовать классику горнолыжников — Кавказ.
Отдыхали мы в известном курорте Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская республика), что в 200 км от аэропорта Минеральных Вод. Здесь есть два курорта – у поляны Чегет и у поляны Азау. Между ними 5 км пути. Жили мы на Чегете, а катались в основном в Азау — это более крупный курорт с трассами разного уровня сложности.
Будьте готовы к поборам
Две недели на Кавказе в Новый год обошлись нам примерно в 70 тысяч с человека, включая билеты, проживание, ски-пассы (карта, которая дает право проходить на подъемники) и еду. А также непредвиденные расходы, к которым стоит готовиться финансово, выезжая на Кавказ.
С первых дней начинает складываться ощущение, что из тебя на каждом шагу вытягивают по сотке. Здесь вообще все стоит по 100 рублей (и кратно им). И платить здесь нужно за все — так устроена система.
Во-первых, такси. Общественного транспорта здесь нет, не было и видимо не будет, хотя курорт существует не первое десятилетие. Все поделено между частниками, у которых установлены железные цены, ниже которых они не возят. Вот например, сколько стоит проехать 5 км от одного курорта до другого? 300 рублей с машины. В Москве за эти деньги легко можно договориться доехать от Китай-Города до Останкино.
К перевозке пассажиров со сноубордами, лыжами и палками здесь оборудован багажник каждой отечественной легковушки (а других машин нет, разве что несколько частных микроавтобусов). Я так и не поняла, как они закрепляют оборудование в багажнике, но однажды наш водитель даже не стал его закрывать. Всю дорогу ехала, поглядывая, назад, тем более что это был хэтчбек.
— Если кто сюда приедет и повезет людей дешевле, ему тут быстро по голове настучат и выгонят с поляны, — рассказывал наш таксист, с которым мы подружились.
А когда после Нового года поток туристов увеличился, на пути появился пост ДПС, который разделил дорогу на две части. Так что платить пришлось 200 до поста, потом идти с лыжами через пост, собирать народ на большую маршрутку и еще по 50 рублей с человека.
Если вы хотите съездить куда-нибудь кроме склонов, расценки такие: от Приэльбрусья до Чегемских водопадов — 3000 рублей с машины. Если захватить еще термальный источник у Нальчика — 5000 рублей. Доехать до Грозного и обратно — 8000 рублей.
И к хамству
С того момента, как вы заплатили деньги, вам больше никто ничего не должен.
Промолчим, что цены на ски-пасс на Азау выросли в 2,5 раза — с 900 рублей до 2200 в сутки. Здесь надо помнить, что в любой момент могут повесить волшебную табличку на кассу любого содержания.
Например, мы купили ски-пасс еще до Нового года, а за него (за саму карточку) отдается в залог 100 рублей. А когда пришли кататься спустя пару дней — после Нового года — увидели табличку «Карты старого образца не принимаются».
— А залог вернете?
— Нет конечно, — безапелляционно сказала кассирша.
Нет, она не шутила. Нам не просто не отдали залог, карту отказались менять на новую, так что пришлось платить еще 100 рублей в качестве залога за новую карту. И вроде ну их, эти сто рублей, но такое происходит на каждом шагу.
— А как так получается, что вы берете залог, а потом не возвращаете его?
— Надо было раньше сдавать карту.
Конечно, никто нас не предупреждал, что карты вдруг могут поменяться. Более того, за пару дней до этого я спрашивала кассиров, когда вырастут цены, а они говорили «не знаем». И ничего не сказали про то, что карты лучше сдавать, а то потом не примут. И таблички-то не было.
Зато была другая табличка, которая говорит: если что, все ваши проблемы. Купили ски-пасс, а канатная дорога закрылась из-за погодных условий? Деньги не возвращаются — вы сами должны следить за прогнозом и оценивать ситуацию (деньги возвращаются только если закрывается весь курорт).
А продают ски-пассы всегда и на все канатные дороги, даже на те, которые закрыты.
— До станции Гарабаши работает канатная дорога?
— Да.
— А вчера вы мне сказали, что до Мира тоже работает. А она была закрыта.
— Кто вам такое сказал? — вылупилась кассирша.
— Вы лично мне и сказали.
Продать ски-пасс вам могут до любой точки, говоря, что она работает. А вот как на самом деле — узнаете только там.
Не забывайте платить дань
Ваш таксист хочет въехать на территорию поляны Чегет в разгар дня, когда много желающих? Тут же появляется мужчина, который встает перед въездом с пачкой денег и собирает с каждого, кто хочет проехать.
Нужен детский подъемник? Выглядит он примерно так, хотя это фото не с Приэльбрусья:
А он бесплатный в Европе, под Мурманском, да везде. Здесь же стоит дяденька и собирает по 20 рублей за подъем. Никаких чеков и касс.
— Скажите, а вон тот детский подъемник платный?
— Не знаю, — недовольно огрызается кассирша.
— Как не знаете, он что к вам не относится?
— Нет, — и закрывает окно.
Да, это еще одна особенность Кавказа — если обычно «один курорт — один владелец — один ски-пасс», то тут кто успел тот и сел.
Туалеты — это тоже отдельный бизнес, потому что трудно найти кафе на какой-либо из станций, где он будет. Да и зачем, если можно поставить его отдельно, тогда людям придется идти по морозу и платить еще по 20-30 рублей.
Не ждите качества за ваши деньги
Казалось бы, за 2200 в сутки уровень должен быть не ниже постолимпийского сочинского, где ски-пассы в этом сезоне продавались за 2500. Но отдыхая на курортах Северного Кавказа надо помнить — здесь за ваши деньги вам не гарантируют ничего. Но здесь:
— очереди на покупку билетов в 3 окна, в которых заспавшимся приходится стоять час, превращаются в однородную массу;
— очередь в кабинку на канатной дороге тоже никак не регулируется, хотя там стоит специальный человек, который мог бы пускать через проходную рамку определенное количество людей. Несколько раз на наших глазах чуть не случились драки, но специального человека это не очень волновало — он следил за тем, чтобы двое не прошли по одному билету;
Здесь не заботятся о безопасности
Это стало понятно еще два года назад, после резонансной истории с зорбом на еще одном популярном горнолыжном курорте Кавказа — Домбае. Где туристам, заплатившим 300 рублей, предлагали прокатиться в зорбе. Однажды он вылетел за пределы склона. Один из туристов погиб, второй был госпитализирован.
Зорб в Приэльбрусье не предлагают, но и до безопасного катания здесь далеко. На Азау практически нигде нет ограждений. На Чегете, который считается одной из самых опасных гор, я вовсе не видела ни одного. И именно там каждый год гибнут люди. Трагедия случилась и в этом.
— Слышали, на Чегете лавина сошла.
— Ого.
Об этом говорили в кабинке на канатной дороге. Когда мы спустились, до нас дошли детали — под лавиной погибли трое.
Еще через полчаса, уже в номере, мы отвечали на многочисленные пропущенные звонки родителей и объясняли, что сегодня катались не там. Хотя еще пару дней назад…
В новостях передали, что две девушки из Москвы 1990 и 1991 года рождения и мужчина из Санкт-Петербурга 1973 года рождения катались в неположенном месте. Ну то есть, мол, сами виноваты.
«Южные склоны Чегета закрыты для катания. Трасса промаркирована, и есть четкие указания, что там кататься нельзя. Люди игнорируют предупреждения и в результате происходит трагедия», — цитировал ТАСС руководителя пресс-службы Северокавказского регионального центра МЧС.
Правда, он не уточнил, о каких указаниях идет речь. Скорее всего потому, что их там на самом деле нет. Я была на трассах и выходила на фрирайд, на Чегете я не видела ни одной сетки, ни одного ограждения, ни одной таблицы или знака, который показывал бы, где трасса начинается, где заканчивается. Остается лишь ориентироваться на других.
Более того, Чегет официально позиционируется как трасса для фрирайда и билеты там продают для тех, кто любит его крутые склоны вне трасс. Вот к примеру карта Чегета с официального сайта «Курорта Эльбрус»:
Фиолетовым обозначены зоны для фрирайда. Обозначены. И как видно, их большинство. Зато и тут на кассе висит волшебная табличка, на которой написано, что в связи с погодными условиями катание не рекомендуется. На этой табличке, судя по всему, и заканчивается ответственность курорта. А в Швейцарии работают специальные пушки, которые взрывают лавиноопасные места, чтобы никто случайно не вызвал сход.
Говорится в описании и про южные склоны, которые якобы, по словам местного МЧС, не предназначены для катания.
Более того, в МЧС сообщали, что тела погибших искали 28 сотрудников службы, правда на видеоролике «Первого канала» не видно ни одного, зато есть ребята, похожие на простых лыжников и сноубордистов.
«Всех троих погибших извлекли из лавины на Чегете. В поисковых работах на конусе выноса лавины длиной около 100 метров, шириной 30-40 метров и с высотой снега до 10 метров участвовали 28 спасателей», — цитировал «Интерфакс-Юг» руководителя пресс-службы СКРЦ МЧС России Кантемира Давыдова.
А еще МЧС сообщало, что «сотрудники МЧС проводят инструктажи и беседы, раздают буклеты и памятки о лавинной опасности, правилам поведения в горах (в том числе на английском языке), доводят прогноз погоды на предстоящие сутки и напоминают о едином номере вызова экстренных служб «112».
Правда ни я, ни кто-либо из моих знакомых такого не видел.
Будьте готовы к неожиданной подставе
За две недели мы уже почти привыкли к хамству и поборам, тем более, что Кавказ — это часть России, в которой все мы выросли. Но то, что произошло дальше, уже выходило за пределы даже российского отдыха.
На Новый год в одном из баров поляны Чегет у нас украли телефон. Он был в кармане, мы фотографировались, а потом, после веселья на танцполе, его просто не стало. Впечатления от праздника были подпорчены, пришлось смириться. Были ли виной тому группы кавказцев, которые все в черном заходили время от времени в бар, стояли у выхода, не раздеваясь, а потом также уходили, или еще кто — неизвестно.
Но через 6 дней нам позвонили. А точнее отцу владельца украденного телефона. Звонил некий Джамал, сказал, что в его угнанной машине, которую нашли в Нальчике, обнаружили iPhone. Сначала правда он сказал, что белый, но потом исправился, потому что наш то был черный. Что хотел, непонятно, но намекал, что «если бы он думал, что угнали машину мы, то мы бы уже сидели».
Владелец телефона перезвонил, как только узнал о Джамале. Но трубку взяла женщина, представившаяся его женой. Она крайне грубо разговаривала, вопрошала с намеками, откуда это наш телефон в их угнанной машине и всем видом показывала, что обсуждать она ничего не желает. В этом разговоре выяснилось одно — они живут в нескольких километрах от нас, в Приэльбрусье. Больше они не звонили, на смс не отвечали, трубку она при следующем звонке сбросила.
Так мы и остались наедине с мыслями, что хорошо, что телефон не нашли на месте убийства. И с дурацким чувством, что кто-то, кто знает, что телефон украден и даже знает владельца, ухом не ведет, чтобы его отдать.
После этого стало дискомфортно, как никогда. Вдруг стало четко ясно, что здесь ты действительно сам по себе. Что-то подобное испытываешь, просто проезжая на машине по республикам: из Кабардино-Балкарии через Северную Осетию и Ингушетию в Чечню, в Грозный. Где стоит стелла «Грозный — центр мира», где проспект Владимира Путина перетекает в проспект Ахмата Кадырова, где на самом деле было куда спокойней, чем в той же Ингушетии, хотя мы ее видели из окна автомобиля. Где на каждой границе республики машину останавливают вооруженные ДПСники.
Какие выводы? Когда мы приземлились в Домодедово, вся наша компания с облегчением выдохнула. На Кавказ возвращаться больше не планирует никто. Потому что за последние годы там не изменилось ничего, да и чтобы что-то поменялось, нужно не просто вливать туда деньги, а следить, заниматься, вникать.
Казалось бы, для чего же еще правительство распорядилось создать в 2010 году компанию «Курорты Северного Кавказа», которая управляет горнолыжными курортами на юге России?
«Общая стоимость проекта туристического кластера, в том числе в области развития смежных с туризмом отраслей экономики, предполагает привлечение в регион свыше 450 млрд. руб. инвестиций. Из них 60 млрд. руб. — это инвестиции государственные, 390 млрд. — средства частных инвесторов», — говорится на сайте компании.
Основные акционеры КСК — государство в лице АО «Особые экономические зоны», среди учредителей также «Сбербанк» и «Внешэкономбанк», говорится на сайте.
На открытие 3 очереди на Азау приезжал сам полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, правда после того, как он уехал, ее сразу же закрыли.
Так что же на деле изменилось за последние 10 лет: на одном из самых опасных курортов Чегет — ничего. На Азау действительно появились новые склоны, построены 3 очереди новой канатной дороги. Но самое главное — на курорте по-прежнему есть ощущение, что ничего не контролируется, что это какой-то местный кавказский бизнес, а не стратегически важное направления для правительства. Что здесь думают не о безопасности отдыхающих, а только об их деньгах.
Правда, воздух на Кавказе действительно потрясающий, и природа, и ее дары. И люди приятные, конечно, встречаются.